Методические рекомендации по созданию специальных условий обучения для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) Методические рекомендации по созданию специальных условий обучения для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Особые образовательные потребности

Категория обучающихся с НОДА неоднородна по составу в связи с различным характером проявления двигательных нарушений. Среди обучающихся с НОДА выделяют маломобильных (характеризуются тем, что не удерживают или с трудом удерживают вертикальное положение и могут передвигаться только в коляске), испытывающих трудности передвижения (отмечается дефектная походка, нередко передвижение возможно с использованием ортопедических приспособлений: костыли, трости, ходунки и т.д.), передвигающихся самостоятельно, но имеющих поражения верхних конечностей, и обучающихся с ДЦП, передвигающихся самостоятельно (с выраженными нарушениями речи и общей моторной неловкостью).

Самую многочисленную группу среди тех, кто относится к категории лиц с нарушениями опорно-двигательного нарушения, составляют люди с ДЦП.

Для нарушений функций ОДА характерны такие особенности двигательной сферы, как гиподинамия (ограничение двигательной активности и снижение силы сокращения мышц) и гипокинезия (понижение двигательной активности и замедленность движений), которые могут негативно влиять на общее состояние отдельных органов и систем, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной, снижать сопротивляемость организма к различным заболеваниям и работоспособности, способствовать повышению утомляемости.

Помимо перечисленных особенностей двигательной сферы у лиц с НОДА могут проявляться особенности психической деятельности, которые следует учитывать в образовательном процессе. К ним относятся снижение объема оперативной памяти, частичное блокирование мыслительных процессов во время письма или разговора, быстрая утомляемость и низкая концентрация внимания.

Несмотря на сложную структуру нарушения, у обучающихся с НОДА имеются способности, которые позволяют компенсировать перечисленные выше недостатки и получить образование по выбранному направлению в рамках высшего инклюзивного образования. Такими способностями являются хорошие способности визуализации, творческие мыслительные способности, зрительно-пространственные навыки, наличие скорее целостного, чем аналитического подхода к научению и решению задач.

Все указанные особенности определяют особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями ОДА,  заключающиеся в следующем:

– выполнение заданий небольшими шагами;

– необходимость большего времени на первичное ознакомление с учебным материалом;

– использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий);

– индивидуализация обучения;

– наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

– специальное обучение переносу сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

– обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.

Специальные технологии

Особые образовательные потребности у обучающихся с НОДА определяются особенностями двигательных нарушений и предполагают особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. К специальным технологиям, применяемым в процессе обучения лиц с НОДА, можно отнести:

– соблюдение ортопедического режима (использование ходунков, инвалидных колясок, лифтов и поручней, регулярная смена вертикального и горизонтального положения тела в целях нормализации тонуса мышц спины, сидение в статической позе не более10–15 минут, сидение с опорой ног на ножную подставку (угол90°));

– соблюдение эргономического режима и обеспечение архитектурной доступности среды: окружающее пространство, расположение парт в аудитории должны обеспечивать возможность проезда коляски, в здании должны иметься пандусы, поручни, за которые студент может держаться стоя и передвигаться; адаптированные туалеты, лифты;

– использование ПК и специализированных индивидуальных компьютерных средств (специальные клавиатуры, мыши, компьютерная программа «виртуальная клавиатура» и др.);

– возможность применения дистанционных технологий;

– дифференциация заданий с учетом двигательного нарушения и недостаточности зрительно-моторной координации;

– предоставление услуг тьютора /ассистента (помощника).

 

Методические аспекты образования обучающихся с НОДА заключаются в следующем:

– возможность использовать специальное программное обеспечение и специальное оборудование, предоставляемое инвалидам по линии ФСС и позволяющее компенсировать двигательное нарушение;

– гибкость в управлении процессом обучения;

– использование всех сенсорных модальностей;

– предоставление возможности предкурсового ознакомления с содержанием учебной дисциплины и материалом по курсу за счет размещения информации на корпоративном образовательном портале;

– применение дополнительных средств обучения для лучшего запоминания и повторения;

– опора на определенные и точные понятия;

– использование для иллюстрации конкретных примеров;

– применение вопросов для мониторинга понимания студентами с НОДА изучаемого материала;

– разделение изучаемого материала на небольшие логические блоки;

– увеличение доли конкретного материала и соблюдение принципа от простого к сложному при объяснении материала;

– наличие четкой системы и алгоритма организации самостоятельных работ и проверки заданий с обязательной корректировкой и комментариями в личном кабинете студента на корпоративном образовательном портале;

– увеличение доли методов социальной стимуляции (обращение внимания, апелляция к ограничениям по времени, контактные виды работ, групповые задания и др.) на занятиях.