Кафедра транспортных средств и техносферной безопасности

О кафедре

Традиции технического образования кафедры были заложены в 1964 году, когда была открыта секция «Подъемно-транспортных машин» при кафедре теории проектирования механизмов машин и приборов Северо-Западного заочного политехнического института (СЗПИ), а затем Череповецкого филиала СЗПИ (ЧФ СЗПИ).

В 1981г. в ЧФ СЗПИ создана кафедра теоретической механики и подъемно-транспортных машин. В 1986 г. ЧФ СЗПИ был преобразован в Череповецкий филиал Вологодского политехнического института (ЧФ ВоПИ). В 1991 году кафедра преобразована в кафедру подъемно-транспортных машин и теплотехнических устройств (ПТМ и ТТУ). В 1993 г. ЧФ ВоПИ преобразован в Череповецкий государственный индустриальный институт (ЧГИИ), а кафедра в кафедру подъемно-транспортных машин. В 2011 г. в связи с изменением профиля подготовки специалистов на кафедре она получила название транспортных средств.

На основании решения Ученого совета ЧГУ и приказа ректора о ликвидации с 01.09.2013 г. кафедры «Транспортных средств» и кафедры «Техносферной безопасности» организована кафедра «Транспортных средств и техносферной безопасности». Основанием для открытия кафедр и специальностей стала потребность в высококвалифицированных инженерах-механиках ПТМ для ПАО «Северсталь», ОАО «Северсталь-Метиз» и других предприятий города и региона. Еще одной предпосылкой создания кафедры стало наличие коллектива квалифицированных преподавателей методического и материально-технического оснащения специальности (четыре специализированных лаборатории). 

Направления подготовки (закрепленные образовательные программы)

1. Бакалавриат:

20.03.01 Техносферная безопасность (профиль подготовки: безопасность технологических процессов и производств)
Среда обитания современного человека – техносфера – характеризуется наличием большого числа опасностей для человека, окружающей природной среды, ее флоры и фауны. Мир техносферных опасностей определяется прежде всего опасностью технических объектов, промышленных технологий, естественных опасностей окружающей природной среды, опасностью технических средств, используемых человеком в повседневной жизни.
Успешно противостоять опасностям техносферы человек сможет только в том случае, если он будет заниматься не столько ликвидацией последствий негативного воздействия опасностей техносферы, сколько их предупреждением. Для этого нужны профессионалы – специалисты по безопасности жизнедеятельности в техносфере.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
– Владение навыками организации деятельности по охране труда, промышл. безопасности и производств. контроля.
– Знание аудита системы управления охраной труда и промышленной безопасности.
– Умение проводить анализ состояния и прогнозирования охраны труда и промышлен. безопасности в организации.
– Умение организовать расследования чрезвычайных происшествий.
– Владение навыками проведения экспертизы безопасности, устойчивости и экологичности технологий, технических объектов и проектов.
– Умение проводить аудит условий труда, аттестовать рабочие места по условиям труда.
– Владение навыками страхования промышленных рисков.

НАШИ ВЫПУСКНИКИ РАБОТАЮТ
– Крупнейшие промышленные предприятия региона: АО «Апатит»; ПАО «Север-сталь»; ООО «Северсталь ТПЗ-Шексна»; ОАО «Северсталь-метиз»; ЗАО «ЧФМК»; ОАО «Завод ЖБИиК; ОАО «ЧЛМЗ»; ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ» и др.
– специалистами по промышленной, экологической, пожарной безопасности, надежности, охране труда на промышленных предприятиях и организациях любой формы собственности с численностью работников более 50 человек, администрациях городов и областей.
– Органы государственного надзора и контроля промышленной безопасности (Государственные инспекторы).

НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА
– В Вологодской области направление техносферная безопасность с профилем безопасность технологических процессов и производств открыто только в Череповецком университете.
– Высокий уровень востребованности и стартовой заработной платы выпускников.
– Тесные связи с непосредственными работодателями – производственными предприятиями и контролирующими органами.
– Ведущие специалисты промышленных предприятий города привлекаются к учебному процессу на кафедре, проведению производственных практик, научных стажировок, работе в Государственной экзаменационной комиссии, руководству курсовыми и дипломными проектами.
– Возможность продолжить обучение в магистратуре.

23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (профиль подготовки: Автомобильный сервис)

Автомобиль для человека – это престиж, мобильность, подтверждение статуса, любимая игрушка, а иногда и самый близкий друг. У вас есть свой автомобиль? Или вы мечтаете его получить? А может, вы готовы создать свой, самый совершенный в мире автомобиль? Если это про Вас, то эта программа для ВАС! Она позволяет получить одну из самых престижных и остродефицитных технических специальностей. Вас ждет высокооплачиваемая работа в самых крупных дилерских и сервисных центрах Вологодской области и за ее пределами, Вы сможете представлять интересы таких мировых автомобильных брендов, как Toyota, Mitsubishi, Nissan, Hyundai, Kia…

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
По окончании процесса обучения выпускник:
– Умеет выбирать материалы, технологии текущего ремонта и технического обслуживания автотранспорта.
– Владеет знаниями технических условий и правил рациональной эксплуатации автотранспорта.
– Способен разрабатывать техническую документацию, принимать управленческие решения по организации производства и труда в автосервисе.
– Способен использовать данные оценки технического состояния автотранспорта.
– Владеет знаниями нормативов выбора и расстановки технологического оборудования в автосервисе.

НАШИ ВЫПУСКНИКИ РАБОТАЮТ
На предприятиях, в организациях и дилерских центрах, проводящих продажу, эксплуатацию, хранение, заправку, техническое обслуживание, ремонт и сервис, а также материально-техническое обеспечение владельцев автотранспортных средств всех форм собственности.

НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА
– Наличие уникального специализированного лабораторного оборудования, в том числе реально работающего пункта инструментального контроля автотранспорта.
– Участие студентов в процессах реального технического проектирования и изготовлении гоночного болида класса «Формула-студент» в рамках участия университета во всероссий-ском конкурсе Формула Студент Россия (Formula Student Russia).
– Участие во Всероссийской олимпиаде-конкурсе студенческих научных работ.
– Возможность получения дополнительного образования по программе «Эксперт по оценке технического состояния автомобильного транспорта».

2. Специалитет:
23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства (специализация подготовки: Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование)

При массовом переходе в Российской Федерации к подготовке бакалавров Вам предоставляется уникальная возможность пройти 5-летнее обучение по программе с присвоением квалификации «специалист». Программа позволяет стать безусловно востребованным в промышленности, приобрести знания, навыки и умения, которые обеспечат Вам достойное место на любой производственной площадке, где есть механизмы, промышленное оборудование, грузоподъемные краны, машины непрерывного транспорта, строительная техника, лифты и подъемники.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
По окончании процесса обучения специалист обладает способностями:
– Организовывать и осуществлять работу по эксплуатации и контролю технического состоя-ния наземных транспортно-технологических средств (подъёмно-транспортных, строительных и дорожных машин и оборудования).
– Составлять планы, программы, графики работ, сметы, заказы, заявки, инструкции и др. техническую документацию.
– Разрабатывать конкретные варианты решения проблем производства, модернизации и ремонта.
– Вести научный поиск, проводить теоретические и экспериментальные научные исследования по поиску и проверке новых идей совершенствования наземных транспортно-технологических средств.
– Владеет основными методами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером.

НАШИ ВЫПУСКНИКИ РАБОТАЮТ
На крупнейшие промышленных предприятиях региона и города: АО «Апатит»; ПАО «Се-версталь»; ООО «Северсталь ТПЗ-Шексна»; ОАО «Северсталь-метиз»; ЗАО «ЧФМК»; ОАО «Завод ЖБИиК; ОАО «ЧЛМЗ»; ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ», а также экспертных организациях и высших и средних профессиональных учебных заведениях.

НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА
– Участие студентов в процессах реального технического проектирования и изго-товлении гоночного болида класса «Формула-студент» в рамках участия университета во всероссий-ском конкурсе Формула Студент Россия (Formula Student Russia).
– Участие во Всероссийской олимпиаде-конкурсе студенческих научных работ.
– Наличие уникального специализированного лабораторного оборудования.
– Возможность продолжения обучения в аспирантуре по специальности.
– Работа в ассоциированной с кафедрой транспортных средств экспертной орга-низации «ПТМ Северо-Запад».

3. Магистратура:
20.04.01 Техносферная безопасность
Программы: Промышленная безопасность; безопасность труда

Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки «Техносферная безопасность» включает обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизация техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирова-ния.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
– Способность выполнять сложные инженерно-технические разработки в области техносферной безопасности.
– Навыки реализации новых методов повышения надежности технических объектов, поддержания их функционального назначения.
– Способность применять методы анализа и оценки техногенного риска.
– Умение разрабатывать нормативноправовые акты в области техносферной безопасности.
– Способность проводить экспертизу безопасности и экологичности технических проектов, производств, промышленных предприятий и территориально-производственных ком-плексов.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
– Уникальное для региона направление (подготовка магистров осуществляется только в ЧГУ).
– Возможность совмещения обучения с работой.
– Прохождение практики и стажировка на ведущих предприятиях.
– Наличие бюджетных мест (получение стипендий).
– Высокий уровень востребованности и заработной платы выпускников.
– Тесные связи с непосредственными работодателями.
– Среди преподавателей – ведущие специалисты промышленных предприятий города.

МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА
– Аудитории, оборудованные всем необходимым для лекционных и практических занятий, включая мультимедиа-комплексы.
– Компьютерный класс с виртуальными тренажерами по промышленной безопасности и инженерной защите окружающей среды.
– Лаборатории по безопасности жизнедеятельности.

КАРЬЕРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
– Инженер по промышленной безопасности на предприятиях, включая крупнейшие в регионе (АО «Апатит», ПАО «Северсталь»).
– Специалист в отделах охраны труда, промышленной безопасности органов местного самоуправления и т.д.
– Государственный инспектор (органы государственного надзора и контроля промышленной безопасности).
– Проект-менеджер.
– Продолжение обучения в аспирантуре.

4. Аспирантура:
15.06.01 Машиностроение
Направленность: 05.05.04
Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины

«Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины» - область науки и техники, изучающая связь и закономерности процессов взаимодействия дорожных, строительных и подъемно-транспортных машин с рабочими средами и объектами, обосновывающие расчет, проектирование, режимы испытаний и технической эксплуатации машин, их комплектов и систем при производстве строительно-монтажных и подъемно-транспортных работ. Изучение связей, свойств объектов воздействия, кинематических, силовых, энергетических, экономических и других параметров машин и закономерностей их рабочих процессов осуществляется с целью решения задач по созданию новых и совершенствованию существующих дорожных, строительных и подъемно-транспортных машин, обладающих повышенной производительностью и большей долговечностью, обеспечивающих лучшее качество выполнения строительно-монтажных, дорожных и подъемно-транспортных работ, снижение затрат на их производство, большие технологические возможности, лучшие условия труда и т.п. 

Области исследований 
– Методы оптимизационного синтеза машин, их функциональных механизмов, комплектов и систем. 
– Методы моделирования, прогнозирования, исследований, расчета технологических пара-метров, проектирования, испытаний машин, комплектов и систем, исходя из условий их применения. 
– Совершенствование технологических процессов на основе новых технических решений конструкций машин. 
– Методы управления машинами, машинными комплектами и системами и контроля качества технологических процессов, выполняемых машинами. 
– Методы повышения долговечности, надежности и безопасности эксплуатации машин, машинных комплектов и систем.

Научно-исследовательская деятельность кафедры

– повышение надежности подъемно-транспортного и металлургического оборудования;
– расчет и диагностика роликовых систем и отводящих рольгангов метал-их машин и транспортных комплексов;
– разработка методик расчета остаточного ресурса подъемно-транспортных машин;
– моделирование процессов нагружения машин и оборудования;
– разработка новых методов и оборудования для экспертизы и диагностики металлургических машин, ПТМ и транспортно-технологических комплексов

По данным направлениям защищено 8 диссертаций на соискание степени кандидата наук.

Достижения кафедры в области образовательной и научной деятельности за последние 5 лет: опубликованы 10 монографий, более 150 наименований научных статей и тезисов докладов, подготовлено 44 учебно–методических пособий, в том числе одно с грифом УМО, получены 6 патентов на изобретения и полезные модели.

Кафедра стала инициатором вступления Череповецкого государственного университета в Федеральный центр науки и высоких технологий «Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» с целью осуществления и создания наукоемкой продукции и технологий, оказании услуг, связанных с решением задач гражданской обороны, прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности в соответствии с новыми требованиями российского законодательства.

Развитие и сотрудничество

Кафедра является базой по обеспечению работы подразделений по направлениям инновационной деятельности, проводимой ИТИ ЧГУ:
– научно-технического центра диагностики автомобильного транспорта ИТИ (НТЦ ДАТ);
– структурного подразделения «Техническая экспертиза и оценка риска» (СП «ТЭОРИ») по экспертизе и диагностике оборудования и проектной документации, оценке вероятного и фактического вреда при эксплуатации опасных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций. Получена лицензия № ДЭ-00-011156 (КМП) от 30 декабря 2009 г. на право проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений, проектной документации на объектах котлонадзора, подъемных сооружениях, объектах металлургической промышленности.

Функционирует ассоциированная с ИТИ ЧГУ организация ООО «ПТМ Северо-Запад», объемы экспертных и научно-исследовательских работ которой за период с 2001 по 2016 г. превысили 55 млн. руб. База указанной организации используется для проведения научно-исследовательских работ с привлечением преподавателей, студентов и аспирантов кафедры. ООО «ПТМ Северо-Запад» в течение всего срока существования организации является постоянной базой практик студентов специальности 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства».

Кафедра долгие годы с успехом сотрудничает с промышленными предприятиями города и области по направлениям:

– разработки паспортов безопасности опасных объектов и территорий;
– разработки планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН);
– разработки планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС);
– разработки документов по вопросам гражданской обороны и защиты объектов от чрезвычайных ситуаций.

Одно из важнейших направлений работы кафедры ТС и ТБ – теоретические изыскания в области безопасности. Третий год подряд осенью в Череповце проводится международная научно-техническая конференция «Экспертиза и оценка риска техногенных систем». Задачи конференции связаны с расширением научно-практических знаний, обменом опытом ведущих специалистов и ученых по вопросам оценки риска и обеспечением промышленной и экологической безопасности опасных производственных объектов и техногенных систем.

Трудоустройство

94% выпускников остаются в регионе. Они заняты в различных отраслях промышленности, значительная их часть трудится на крупнейших предприятиях холдинга ПАО «Северсталь»; работают в сфере просвещения, социальной сфере, в структурах малого и среднего бизнеса различных форм собственности. Среди выпускников кафедры генеральный директор крупнейшего машинстроительного предприятия отрасли ПАО «Северсталь» МЦ «ССМ–Тяжмаш» А.В. Константинов, директор по стратегическому развитию «Северсталь – Северная Америка» (г. Детройт, США) С.В. Лукин, директор по ремонтам ПАО «Северсталь» Д.В. Колесов, начальник управления охраны труда, промышленной безопасности и экологии дивизиона ПАО «Северсталь» О.П. Титов и многие другие руководители промышленных предприятий и организаций.

При кафедре транспортных средств и техносферной безопасности развивается современная учебно-лабораторная база. Сегодня она насчитывает 5 лабораторий: Автомобильного транспорта, Технологии машиностроения, Специальных кранов, Эксплуатации и безопасности грузоподъемных машин, Диагностики автотранспортных средств с установленным в ней стационарным компьютеризированным комплексом газоанализа выхлопных газов автомобилей ULTIMA (Франция), необходимые для ведения соответствующих курсов блока ОПД и специальных дисциплин. Компьютерный класс для тестирования и проведения занятий студентов, оснащенный 26 компьютерами с доступом в Internet, студенческое конструкторское бюро (класс курсового и дипломного проектирования), имеющее 10 рабочих мест, также оснащенных компьютерами, плоттером и сканерами.

Инженерная команда «Формула-студент»

Качественную подготовку выпускников образовательных программ вуза для различных сфер деятельности можно осуществить при условии реализации инновационной технологии практико-ориентированного обучения студентов. В Череповецком государственном университете одной из таких практико-ориентированных образовательных площадок является реализация международного образовательного научного и спортивного проекта «Formula-student» (FS).

Опыт деятельности команды, начиная с момента образования в 2014 году, показал необходимость дальнейшего развития и совершенствования проекта. Основная идея – превращение его из единичного, разового проекта, с вовлечением ограниченного количества участников-студентов, в развёрнутую систему практико-ориентированного обучения инженерным специальностям в Университете, включающую элементы учебного процесса, вовлекающие в эту деятельность максимальное количество преподавателей профильных кафедр и студентов профильных направлений подготовки.

Целью проекта создание инженерной команды студентов по проектированию и изготовлению гоночного болида NordCraft класса «Формула-студент».

Проект дает возможность амбициозным и целеустремленным студентам, на практике применить теоретические знания, полученные в вузе для решения сложных технических задач в одном из самых перспективных международных инженерных проектов, благодаря которому многие участники смогут показать свои знания, полученные при обучении, и продемонстрировать реальные навыки, требуемые для будущей работы и в дальнейшем реализовать свои амбиции в крупнейших автомобильных компаниях и др.

Проект направлен на популяризацию инженерного образования и развитие творческого потенциала в молодежной среде.

По замыслу соревнований команда студентов университета является инженерной компанией, которая должна разработать, построить, испытать прототип автомобиля формульного класса для рынка непрофессиональных гоночных автомобилей. Испытанием для команд является сама постройка болида, который сможет успешно пройти все дисциплины на соревнованиях. При этом команда должна предоставить всю конструкторскую документацию на проект и доказать что применяемые технические решения являются оптимальными. Так же они должны помнить, что в итоге они должны “продать” свой автомобиль, поэтому необходимо учитывать и экономическую целесообразность применяемых решений, а в дополнение разработать и бизнес-план на мелкосерийное производство своих автомобилей.

В 2017 году был спроектирован и изготовлен первый прототип гоночного болида.

Представители команды принимали участие в IV Всероссийском специализированном конкурсе молодых специалистов автомобильной отрасли «Форсайт Авто» в рамках выставки Hi-Teach в г. Санкт-Петербург (21 марта 2018 г.), команда заняла второе место.

В 2018 году Череповецким государственным университетом был выигран грант Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования в рамках которого:

1. Организован студенческий инженерный центр по проектированию и изготовлению инновационных скоростных транспортных средств. Сформирована материальная база подразделения студенческого инженерного центра при кафедре транспортных средств и техносферной безопасности Череповецкого государственного университета. Место расположения: гаражные боксы, пр. Советский, д. 25. Торжественное открытие студенческого инженерного центра по проектированию и изготовлению инновационных скоростных транспортных средств состоялось 26 октября 2018 г.

2. Спроектирован и изготовлен болид модификации NordCraft-I. Болид был продемонстрирован на Всероссийском инженерно-спортивном Фестивале «Формула студент» проходившем с 21 по 23 сентября 2018 г. в г. Москва.

3. Шесть студентов членов команды Chsu Racing team приняли участие в соревнованиях Baja Russia Statics и Baja Russia Dinamics, проходивших с 26 по 28 ноября 2018 года в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете. Программа соревнований включала статические и динамические дисциплины проектов серии «Баха».