Методические рекомендации по созданию специальных условий обучения для обучающихся с нарушениями зрения Методические рекомендации по созданию специальных условий обучения для обучающихся с нарушениями зрения

Особые образовательные потребности

Нарушения зрения представлены двумя нозологическими группами – слепота и слабовидение. Слепые (незрячие)  принципиально не способны к полному и точному зрительному восприятию информации, важную роль в их познании окружающего играют осязательный тип восприятия и слух. У слабовидящих ведущим в восприятии окружающего остается зрение, которое существенно варьируется в объёме и качестве отображаемых характеристик предметов, развития зрительных функций (различная острота зрения, сужение поля зрения, нарушения цветоразличения, темновой и световой адаптации, бинокулярного зрения). Слабовидящие для улучшения качества зрения, увеличения зрительной информации используют оптические средства коррекции: очки, лупы, телевизионные системы, компьютерную технику. Поскольку слепые обучающиеся имеют трудности с восприятием информации, предъявляемой зрительно, нуждаются в слухо-зрительном и аудиальном предъявлении материала, в образовательном процессе они могут применять специальные тифлотехнические средства обучения: приборы для письма на основе рельефно-графического шрифта, печатные машинки, брайлевские принтеры, аудиотехнику, диктофоны, компьютерные технологии и т.п.

Для обучающихся с нарушениями зрения характерны некоторые особенности восприятия и переработки информации (при запоминании нарушен закон края: запоминают хорошо начало информации, середину и конец - хуже, т.к. утомляются; наблюдается агглютинация (сжатие) усваиваемого материала, важна личная заинтересованность в усваиваемом материале, привязка к собственному опыту и пр.), которые необходимо учитывать в процессе подбора учебного материала. Наравне с этим у студентов с нарушениями зрения на компенсаторном уровне более развита способность к слуховому восприятию и удержанию аудиальной информации, а также к более длительной и устойчивой активности сознания.

Преподавателям и инструкторам по физической культуре важно помнить, что у обучающихся с нарушениями зрения имеются противопоказания к выполнению определенных видов упражнений и особенности, обусловливающие содержание занятий адаптивной физической культурой (АФК), а именно склонность к гиподинамии, нарушения пространственной ориентировки, повышенная утомляемость и некоторые другие.

В процессе реализации высшего инклюзивного образования требуется учитывать своеобразие речевого развития обучающихся с нарушениями зрения: вербализм: нарушение соотношения слова и образа, трудности вербализации зрительных впечатлений, наличие определенных трудностей в овладении языковыми и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, в осуществлении коммуникативной деятельности, в составлении описания предметов и явлений. 

В целях доступности получения образования инвалидами по зрению организацией обеспечивается:

– наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети Интернет для слабовидящих;

– размещение в доступных для слепых или слабовидящих обучающихся местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефноконтрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

– присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

– обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

– обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации и в учебные аудитории.    

 

Специальные технологии

Для слепых рекомендуется использовать специальные устройства по переводу плоскопечатного текста на шрифт Брайля (Брайлевские принтеры).

Проблемы доступа к визуальной информации для обучающихся с нарушениями зрения компенсируются посредством предоставления информации в аудиальной модальности и доступа в электронные библиотечные системы (ЭБС). Компонентами обучающих технологий являются компьютерные программы, дающие возможность озвучивать плоскопечатную информацию с помощью специализированного программного обеспечения.  

1. Программы «ТЕКСТ В РЕЧЬ»:

а) Govorilka (бесплатно; текст в речь): http://www.vector-ski.ru

б) Балаболка (бесплатно; текст в речь): http://www.softportal.com

в) DSpeech (бесплатно; текст в речь): http://www.softportal.com

г) Яндекс. Диктовка (бесплатно; текст в речь; речь в текст; доступно только для мобильных устройств). Можно скачать в Яндекс.Store

д) MSpeech (бесплатно; речь в текст; текст в речь) http://www.programs74.ru

е) imTranslator (текст в речь; онлайн-сервис) http://imtranslator.net/translate-and-speak/speak/russian/

2. Программы «РЕЧЬ В ТЕКСТ»:

а) TalkTyper (бесплатно; речь в текст; онлайн-сервис) https://talktyper.com/ru

б) Блокнот для речевого ввода (речь в текст; онлайн-сервис; есть возможность интеграции в Windows, но платная): https://speechpad.ru/

в) Яндекс.Диктовка (бесплатно; текст в речь; речь в текст; доступно только для мобильных устройств). Можно скачать в Яндекс.Store

г) MSpeech (бесплатно; речь в текст; текст в речь): http://www.programs74.ru

Специальный интерфейс обеспечивается программами «Синтезатор речи», «Программа экранного доступа для чтения с экрана», «Программа оптического распознавания текста». Адаптация программного обеспечения основана на его совместимости с русской версией озвучивания текста. Основные функции программ речевого доступа:

– озвучивание информации, вводимой с клавиатуры;

– автоматическое озвучивание текстовой информации, выводимой на экран другими программами;

– чтение фрагментов экрана по командам пользователя;

– отслеживание изменений на экране и оповещение о них пользователя. 

При проведении аудиторных занятий с обучающимися с нарушенным зрением обеспечиваются требования к экранному тексту:

– больший размер элементов управления;

– четкий курсор;

– четкие границы между элементами;

– возможность работы в ограниченной области экрана;

–  преимущество к использованию модальных окон, позволяющих переходить друг к другу без закрытия предыдущего.

Во время проведения занятия учитывается допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих обучающихся (в соответствие с медицинскими рекомендациями).

 

Методические аспекты образования обучающихся с нарушениями зрения заключаются в следующем: 

• дозирование учебных нагрузок;

• деление сложного, объемного учебного материала на логические части с целью облегчить усвоение данного материала незрячим студентом;

• использование алгоритма для обследования предметов, усвоения определенного учебного материала;

•направленность учебного материала на личную заинтересованность (мотивации) обучающегося с нарушенным зрением;

• использование выпуклых (объемных) схем, рисунков для уточнения, обобщения информации;

• возможность использовать на занятиях специальное программное обеспечение и специальное оборудование, предоставляемое инвалидам по линии Федеральной службы страхования (ФСС) и позволяющее компенсировать зрительное нарушение;

• предоставление образовательного контента в текстовом электронном формате,  позволяющем переводить плоскопечатную информацию в аудиальную форму и выпуклопечатную электронную форму;

• предоставление возможности предкурсового ознакомления с содержанием учебной дисциплины и материалом по курсу за счет размещения информации на  корпоративном образовательном портале;

• использование четкого и увеличенного по размеру шрифта и графических объектов в мультимедийных презентациях;

• использование инструментов «лупа», «прожектор» при работе с интерактивной доской;

• озвучивание визуальной информации, представленной обучающимся в ходе занятий;

• обеспечение раздаточным материалом, дублирующим информацию, выводимую на экран;

• наличие подписей и описания у всех используемых в процессе обучения рисунков и иных графических объектов, что дает возможность перевести  письменный текст в аудиальный;

• обеспечение особого речевого режима преподавания: лекции читаются громко, разборчиво, отчетливо, с паузами между смысловыми блоками информации, обеспечивается интонирование, повторение, акцентирование;

• минимизация внешнего шума и обеспечение спокойной аудиальной обстановки;

•  возможность вести запись учебной информации обучающимися в удобной для них форме (аудиально, аудиовизуально, в виде пометок в заранее подготовленном тексте);

• использование в процессе преподавания не только зрительных, но и иных сенсорных модальностей (слуховых, тактильных, вестибулярных), активизирующих процесс сенсорного замещения;

• увеличение доли методов социальной стимуляции (обращение внимания, апелляция к ограничениям по времени, контактные виды работ, групповые задания и др.) на практических и лабораторных занятиях;

• минимизирование заданий, требующих активного использования зрительной памяти и зрительного внимания;

• применение поэтапной системы контроля, текущего и промежуточного; еженедельного контроля выполнения заданий для самостоятельной работы, что способствует непрерывной аттестации обучающихся; 

• активизация реабилитационного потенциала за счет применения рефлексивно-деятельностного подхода, специальных адаптационных дисциплин и занятий АФК.

Все эти мероприятия позволят оптимизировать учебный процесс для обучающихся с нарушениями зрения.