Asset Publisher Asset Publisher

Back

Наука в лицах: доктор педагогических наук Ольга Денисова

О научной повестке, достижениях, партнерах, планах развития, научном коллективе кафедры дефектологического образования Череповецкого государственного университета рассказывает Ольга Александровна Денисова.

Ольга Денисова – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дефектологического образования, директор Ресурсного учебно-методического центра Северо-Западного федерального округа по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью на базе Череповецкого государственного университета (РУМЦ СЗФО ЧГУ), член экспертного Совета Государственной Думы России по специальному и инклюзивному образованию, член Общественного совета базовой организации государств-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования, почетный работник высшего профессионального образования России.

Научная повестка

На протяжении 30-летнего развития кафедры научно-исследовательская деятельность осуществлялись в непосредственной взаимосвязи с повесткой научных исследований в нашей стране и за рубежом.

Все научные исследования, которые выполнялись ранее и поддерживаются кафедрой в данный момент, обусловлены актуальными задачами развития специального и инклюзивного образования (фундаментальная наука) и запросами региона (практико-ориентированные исследования).

За последние годы произошли существенные изменения, обусловленные модернизацией специального образования: переход на новые федеральные образовательные стандарты; внедрение практики инклюзивного образования; расширение сферы услуг в области интеграции детей с ОВЗ во все сферы социальной жизни, их профессиональной подготовки и трудоустройства; решение проблем межведомственного взаимодействия. Все это способствовало расширению проблемного поля научных исследований кафедры.

Приоритетные направления научно-исследовательской деятельности сотрудников оформились постепенно. Сегодня они представляют собой результат многолетнего сотрудничества кафедры с передовыми научными школами, научно-исследовательскими университетами, вузами страны и за рубежом.

Очень важно, что в Перечень приоритетных направлений фундаментальных и поисковых научных исследований на 2021-2030 годы выделены «Научные основы развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и системы непрерывного образования специалистов для работы с ними».

Достижения (статьи, гранты, партнеры и др.)

Особенностью научных исследований сегодняшнего дня является их междисциплинарный характер и осуществление их во взаимодействии с организациями и службами, входящими в систему современной помощи детям с ОВЗ. Это не только Департамент образования Вологодской области, учреждения и службы системы специального образования (образовательные организации: специальные дошкольные образовательные учреждения, специальные (коррекционные) образовательные учреждения; центры ПМСС, учреждения дополнительного образования и др.). Важным является сотрудничество кафедры с учреждениями системы здравоохранения, социального обслуживания, взаимодействие с некоммерческими организациями: родительскими объединениями и организациями, занимающимися вопросами социальной, правовой, психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ, БФ «Дорога к дому». Итог этого сотрудничества – совместные научные, исследовательские проекты, поддерживаемые финансами Минобрнауки РФ, Российского гуманитарного научного фонда, Правительства Вологодской области, БФ «Дорога к дому», ПАО «Северсталь».

Сотрудники кафедры проводят научные исследования в проблемном поле «Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство как условие адаптации и интеграции детей с ОВЗ и инвалидностью»; возглавляют и активно работают в ресурсном центре «Поддержка обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и работающих с этой категорией лиц» в ЧГУ.

В 2014 г. кафедра получила диплом РАЕ «Золотая кафедра России» в рамках реализации национальной программы «Золотой фонд отечественной науки». По итогам года в ЧГУ кафедра являлась победителем в номинациях «Прорыв к высокой квалификации» (2010 г.), «Имидж» (2013 г.), «Вклад в качество обучения» (2014 г.), «Общественная деятельность» (2015 г.) и др. За вклад в развитие научных исследований в 2015 г. стала лауреатом премии Вологодской области.

За это время написаны десятки монографий, учебников, учебных и учебно-методических пособий, сотни статей, защищены докторские и кандидатские диссертации, создана региональная система методического обеспечения образования детей с ОВЗ. По учебникам «Специальная семейная педагогика», «Детская логопсихология», «Формирование произношения у глухих детей», «Абилитационная работа», подготовленным коллективом кафедры, учатся студенты-дефектологи всей России.

Сотрудники кафедры являются постоянными участниками международных, всероссийских, региональных, муниципальных научно-практических конференций, конгрессов, симпозиумов, семинаров, форумов.

Постоянными научными партнерами кафедры являются Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, Московский педагогический государственный университет, Московский государственный психолого-педагогический университет, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Южный федеральный университет, Балтийский государственный федеральный университет им. И. Канта, Северный арктический федеральный университет.   

Кафедрой установлены прочные и продуктивные научные контакты с университетами стран СНГ: Беларуси, Украины, Израиля, Болгарии.

Научные доклады сотрудников кафедры звучат на конференциях в Испании, Италии, Болгарии, Турции, Чехии, Германии, Китае, Франции, США, Монголии и др.

Взаимодействие сотрудников кафедры с учреждениями, оказывающими помощь детям и взрослым с особыми образовательными потребностями, позволяет реализовать совместные с ВИРО, благотворительным фондом «Дорога к дому», Департаментом здравоохранения, реабилитационным центром «Преодоление» проекты, руководить экспериментальными площадками специальных (коррекционных) и инклюзивных образовательных учреждений муниципального и регионального уровня, решая наиболее актуальные проблемы образования детей с ограничениями по здоровью.

Патентная активность

– Программа для проведения профориентационного тестирования лиц с ОВЗ и инвалидностью «ПЕРСПЕКТИВА-ПРО». Денисова О.А., Лавров В.В., Леханова О.Л., Лягинова О.Ю., Парыгина С.А., Самофал Р.А., Поникарова В.Н., Букина И.А., Букин Д.А. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2020614619, 16.04.2020.

– Инклюзивное профессиональное образование Вологодской области. Денисова О.А., Лавров В.В., Леханова О.Л., Лягинова О.Ю. Свидетельство о государственной  регистрации базы данных № 2020620774 от 14.05.2020. 

– Устройство для помощи людям с нарушениями зрения. Денисова О.А., Галактионова Г.М., Леханова О.Л., Лягинова О.Ю. Свидетельство о регистрации заявки на полезную модель A61F9/09 (2006.01), Заявка № 2020116691 от 30.04.2020. 

Участие в выставках

– Rassian Аcademy of natural history, 29-31 мая, 2019, Нью-Йорк, Сертификат №1949. Учебное пособие «Проектирование современных образовательно-профессиональных программ по направлениям педагогического образования в сфере сохранения социального здоровья детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ.

– Московский международный салон образования, 10-13 апреля, 2019, Москва. Учебное пособие «Проектирование современных образовательно-профессиональных программ по направлениям педагогического образования в сфере сохранения социального здоровья детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ».

– Вологда, Выставочная часть регионального этапа Абилимпикс. https://viro.edu.ru/Abilympics/index.php. 5-9 октября 2020 г. Выставка технических средств реабилитации инвалидов и лиц с ОВЗ (Букин Д.А., Чуйков А.А.).

– Москва, VII ежегодная национальная выставка «ВУЗПРОМЭКСПО», организатором которой выступает Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. https://vuzpromexpo.ru.10.12.2020. Информационно-аналитический портал «Перспектиав-ПРО» (Денисова О.А., Леханова О.Л., Парыгина С.А., Лягинова О.Ю., Лавров В.В.).

Гранты

– Грант на выполнение работ по теме «Система многоуровневой подготовки научно-педагогических кадров в сфере сохранения социального здоровья детей в условиях промышленного города»; ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, 2010-2012 гг., Государственный контракт от 30 ноября 2010 г. № 14.740.11.0776. Руководитель Денисова О.А., д.п.н., профессор.

– Грант на выполнение работ по теме «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности», РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 110601065а в 2011-2013 гг. Руководитель Яковлева Е.В., д.п.н., профессор.

– Грант на выполнение работ по теме «Образование и консультирование родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью (проект «Уроки особого детства»). Благотворительный фонд «Дорога к дому», 2016 г. Руководитель: Н.А. Борисова, к.п.н., доцент.

– Грант на выполнение работ по теме «Социальная адаптация детей с ментальными нарушениями (проект «Уроки доброты»). Благотворительный фонд «Дорога к дому», 2015 г. Руководитель: председатель НКО ГОО родителей детей с ОВЗ «Я могу».

– Грант на выполнение работ по теме «Реабилитация детей с нарушениями праксиса и управления точными движениями» РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ 16-16-35001а(р) на 2016-17 гг. Руководитель Воробьев В.Ф, к.б.н., доцент.

– Грант на выполнение работ по теме «Методика адаптации детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении (проект «Паравоз»)» (руководитель: председатель НКО ГОО родителей детей с ОВЗ «Я могу», Фонд президентских грантов, 2018-19 г.).

– Гранты Федерального агентства «Росмолодежь» на выполнение студенческих добровольческих проектов «Доброе сердце» (2013 г., сумма – 100 тыс.руб., рук.- студ. Григорьева А.С., куратор Леханова О.Л., к.п.н., доц.), «На здоровье» (2014 г., сумма – 50 тыс.руб., рук.- студ. Никитина А.А., куратор Леханова О.Л., к.п.н., доц.), «Вместе весело шагать» (2014 г., рук.- студ. Шуйская А.С., куратор Леханова О.Л., к.п.н., доц.).

– Грант правительства Вологодской области на выполнение в 2016 г. работ по теме «Вариативная подготовка педагогов Вологодской области к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья на разных образовательных ступенях» (договор № 30 от 29.08.2016 г.), руководитель О.А. Денисова, д.п.н., проф.

– Грант правительства Вологодской области на выполнение в 2016 г. работ по теме  «Модель межведомственного координационного центра по обеспечению социализации детей с ОВЗ» (договор № 30 от 29.08.2016 г.) - руководитель О.Л. Леханова, к.п.н., доц. Грант на развитие лабораторной базы студенческих научных кружков ЧГУ (2016 г.) в рамках молодёжного проекта «Разработка и тестирование методики обучения людей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата пользованием устройствами, основанными на нейрокомпьютерном интерфейсе» <GetSmart>, руководитель О.Л. Леханова, к.п.н., доц.

– Грант на выполнение работ по теме «Методика межведомственного взаимодействия в непрерывном сопровождении образования и социализации детей с ОВЗ и инвалидностью (проект «Радуга успеха»)». 2017-19 гг. Благотворительный фонд "Дорога к дому". Руководитель: специалист РЦ для детей и подростков с ОВЗ «Преодоление» Н.Н. Конкина.

– Грант правительства Вологодской области «Разработка моделей инклюзивного профессионального обучения и профессионального образования в рамках ТОП-50 и ТОП-60: управление, адаптированные программы, контрольно-измерительные материалы, технологии», 2017 г. (договор № 531 от 13.12.2017 г.), руководитель О.А. Денисова, д.п.н., проф. Сумма 1,800 тыс. руб.).

– Грант правительства Вологодской области «Разработка и реализация проекта «Внедрение адаптированных программ дошкольного образования для детей с различными нозологиями» (договор № 533 от 13.12.2017 г.), руководитель О.А. Денисова, д.п.н., проф.

– Грант правительства Вологодской области по Договору на выполнение работ по разработке и апробации модельных комплексов базовых предметов общеобразовательных программ для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования - научно – исследовательская работа по теме: «Модельные комплексы базовых предметов общеобразовательных программ для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» (договор № 532 от 13.12.2017 года, руководитель О.А. Денисова, д.п.н., проф.

– Грант на исполнение работ в рамках ТЗ ВИРО на разработку НИР по теме «Разработка и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для подростков с ОВЗ и инвалидностью по шести направленностям (естественно-научное, художественное, социално-педагогическое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, техническое)» (договор № 941 от 12.11.2018 г.), руководитель О.А. Денисова, д.п.н., проф.

– Грант правительства Вологодской области «Разработка модели внедрения инклюзивного образования в ДОУ» договор № 923 от 12.11.2018 г.), руководитель О.А. Денисова, д.п.н., проф.

– Грант на исполнение  работ Ресурсного учебно-методического центра Северо-Западного федерального округа по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Череповецкий государственный университет» в рамках государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 годов в рамках Государственной  программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы. Подпрограмма 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов». Основное мероприятие 2.2. «Предоставление государственных гарантий инвалидам». Наименование проекта: «Выполнение работ по организации проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики в целях создания ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов». Руководитель: Денисовва О.А., д.п.н., проф.

– Грант правительства Вологодской области «Разработка и внедрение адаптированных программ дополнительного образования детей по 6 направлениям (естественно-научное, художественное, социально-педагогическое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, техническое)» (2018).

Грант правительства Вологодской области «Разработка регионального информационно-аналитического  портала «ПЕРСПЕКТИВА-PRO» как инструмента профориентации, образования и содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» (портал на сайте перспектива-про.рф) (2020 г.).

– И др.

За три года 2018-2020

Количество научных и научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров, совещаний, в которых принимали участие сотрудники кафедры ДЕФО: международного уровня – 49, федерального уровня – 28, регионального уровня – 9, итого – 86.

Количество опубликованных научных статей в журналах, индексируемых международными системами цитирования: Web of Science – 6, Scopus – 2, в журналах, рекомендованных ВАК – 16, в научном журнале «Вестник ЧГУ» – 8, в журналах РИНЦ – 24, итого – 56.

Планы развития направления

В планы развития научного направления в соответствии с Перечнем приоритетных направлений фундаментальных и поисковых научных исследований на 2021-2030 годы в разделе Раздел «фундаментальных и поисковых научных исследований» Направления науки: 5.7. Науки и образование 5.7.7. Научные основы развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и системы непрерывного образования специалистов для работы с ними, входят следующие:

5.7.7.1. Развитие системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с первых месяцев жизни 5.7.7.2. Развитие системы непрерывного образования специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 5.7.7.3. Реализация профилактических и реабилитационных ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических и возрастных категорий 5.7.7.4. Современные психолого-педагогические представления о ребенке с ограниченными возможностями здоровья разных нозологических и возрастных категорий 5.7.7.5. Современные представления о семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических и возрастных категорий.

Приоритетом являются междисциплинарные исследования с кафедрами ЧГУ различных направлений (ДО, НОО и СП, психологии, математики и информатики) и РНТЦ.

Научный коллектив

Кафедре дефектологического образования в 2021 г. исполняется 30 лет. Преподаватели кафедры – ученые и практики, известные своими работами в России, в дальнем и ближнем зарубежье и осуществляющие научные исследования по вопросам обучения, воспитания, социализации, реабилитации, интеграции и инклюзии детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра, комплексными и множественными нарушениями.

Разрабатываются вопросы поддержки всех ступеней инклюзивного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью. Системно решается вопрос поддержки студентов с ОВЗ и работающих с этой категорией лиц в ЧГУ.

Сфера научных интересов коллектива кафедры постоянно расширяется, направления исследований идут в ногу со временем и отвечают актуальным запросам общества.

Сотрудники кафедры осуществляют активную деятельность по внедрению научных результатов:

Деятельность на уровне муниципалитета: 
– члены рабочей группы по вопросам общего и профессионального образования инвалидов мэрии г. Череповца; 
– члены рабочей группы по вопросам трудоустройства инвалидов мэрии г. Череповца; 
– руководители экспериментальных площадок (ЦПМСС г. Череповец, образовательный центр №44, МБДОУ №64, МБДОУ №38); 
– создание ВТК педагогов-практиков при реализации ГРАНТов регионального уровня;
– РЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ и сопровождению, работающих с этой категорией специалистов.

Деятельность на региональном уровне: 
– члены Совета по делам инвалидов при губернаторе Вологодской области; 
– члены координационного Совета по развитию ранней помощи в Вологодской области; 
– члены регионального УМО Вологодской области (Вологда, ВИРО); 
– руководители проектного офиса по Инклюзивному образованию ВИРО; 
– руководители проектного офиса по Инклюзивному образованию в учреждениях СПО на базе Лесомеханического техникума; 
– научные консультанты лаборатории «ФГОС ОВЗ и инклюзивного образования « ВИРО; 
– экспертиза материалов экспериментальных площадок ОО Вологодской области по запросу ВИРО; 
– экспертиза и руководство проектов «Дорога к дому»; 
– экспертная деятельность по вопросам специального и инклюзивного образования Вологодской области; 
– руководство и реализация деятельности РЦ по формированию компетенций в сфере инклюзивного образования в Вологодской области в рамках опорного вуза;
– участие в работе базовой кафедры реновационной педагогики, психологии и дефектологии Череповецкого государственного университета на базе Автономного образовательного учреждения Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Вологодский институт развития образования» (АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»).

Деятельность на уровне федерации: 
– членство в экспертном совете ГД РФ по специальному и инклюзивному образованию;
– организация деятельности Ресурсного центра по формированию компетенций в области инклюзивного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью в Вологодской области;
– реализация Министерского проекта по развитию высшего инклюзивного образования на территории РФ (РУМЦ СЗФО ЧГУ).

Деятельность на международном уровне: 
– члены Общественного совета базовой организации государств-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования на базе БГУ им. М. Танка

Коллектив кафедры дефектологического образования благодарит ректорат ЧГУ, коллег и сотрудников университета за предоставленные возможности постоянного личностного роста и развития, осуществления научных исследований, трансляцию и продвижение полученных результатов. В преддверии Дня российской науки желает ученым-коллегам новаторских идей, ярких достижений, достойных всемирного признания результатов. ЧГУ – процветания и лидерских позиций в мониторингах международного уровня!