Asset Publisher Asset Publisher

Back

Ученые ЧГУ предложили модернизировать сферу образования на встрече с В.В. Путиным

Подготовка кадров для экономики и социальной сферы, модернизация системы среднего профессионального и высшего образования, поддержка ученых страны – темы содержательной беседы Владимира Путина с общественностью России.

До начала встречи президент РФ В.В. Путин осмотрел совместную экспозицию ПАО «Северсталь», Центра образования № 12 и Череповецкого государственного университета.

Ректор ЧГУ Дмитрий Владимирович Афанасьев представил высокому гостю уникальный опыт создания образовательной экосистемы «Индустриальный партнер - инженерные классы – вуз», направленный на гарантированное обеспечение работодателей будущими компетентными и мотивированными работниками. 

Компания «Северсталь» выстроила высокоэффективное взаимодействие с участниками образовательного процесса – школами, колледжам и вузами, используя не только традиционные практики профориентации, практики студентов и укрепления учебно-материальной базы, но и глубокую интеграцию в учебный процесс тем, ценностей и проектных задач, отражающих специфику и потребности компании.

Инженерные классы «Северстали», действующие на базе нескольких школ города, были представлены опытом Центра образования № 12, где школьники 9-11 классов получают не только углубленные знания по физике, математике, информатике, но и тесно знакомятся с компанией, ее технологиями, ценностями и людьми. 75% выпускников инженерных классов поступают в ЧГУ, 58% – на специальности, востребованные компанией.

Все ученики «Инженерных классов» выбирают свои индивидуальные траектории развития и получают усиленную подготовку по профильным предметам. ЧГУ организует для школьников обучение и наставничество, формирует инженерное мышление, вовлекает в жизнь вуза.

В качестве ключевого элемента ЧГУ как стратегический партнер «Северстали» раскрыл построение уникальной модели образовательного процесса, базирующейся на проектном обучении, командной работе всех студентов над реальными задачами, поставленными индустриальными партнерами, кооперацию с цифровыми сервисами Университета Национальной технологической инициативы «20.35» и опорой на цифровые технологии, в частности, технологии искусственного интеллекта.

Главу государства интересовало, как работают такие сквозные цепочки, какой эффект достигается в результате глубокой кооперации всех участников образовательной экосистемы. Студенты ЧГУ и их проектные наставники подготовили примеры реализованных проектов инженерно-технической и креативной направленности.

Владимир Путин особое внимание уделил роли образования подрастающего поколения россиян. Это те люди, которым предстоит жить в эпоху колоссальных технологических и общественных изменений, определять судьбу России в XXI веке. По словам главы государства, чтобы уже сейчас они могли участвовать в создании этого будущего и в полной мере раскрыли свой потенциал, для них должны быть сформированы все условия, в том числе возможность получить качественное образование.

В рамках двухчасовой встречи президента России с общественностью череповецкие ученые задали актуальные вопросы. 

Ректор ЧГУ обратился к президенту с просьбой от вузовского сообщества об устранении избыточно регламентирующих учебные процессы вузов нормативных документов. 

«Они носят рекомендательный характер, чтобы дать ориентир коллегам на местах. Никакие контрольно-надзорные проверяющие органы не имеют права требовать их точного выполнения», – пояснил глава государства.

Вопрос проректора по научной работе ЧГУ касался подготовки кадров для региона. На сегодняшний день сам регион и региональные университеты очень активно развиваются, что, в свою очередь, требует наличия в области молодых ученых и преподавателей, которые могли бы реализовывать задачи, оглашенные президентом. Соответственно, регионы и университеты должны иметь возможность подготавливать специализированные кадры с помощью целевого набора.

Екатерина Викторовна предложила вынести на рассмотрение вопрос о необходимости расширения практики целевой подготовки кадров высшей квалификации. Благодаря этому будет оказана огромная поддержка в развитии как университетов региона, так и области в целом.

«Я полностью согласен с вами. Было правильно отмечено о 100%-ой необходимости набора ординатуры целевым образом по ряду направлений в сфере здравоохранения. Что касается аспирантуры, тут аналогичная ситуация: также необходимо стремиться к целевому набору. Возможно, здесь их число будет достигать не 100%, так как должно быть и свободное время, когда люди будут заниматься отвлеченной наукой, как искусством – это совершенно очевидно, иначе она не будет развиваться. В целом, процентное соотношение специалистов высшей квалификации, то есть аспирантов, должно, конечно, быть больше приближено к реальным потребностям жизни и производства. Сейчас у нас каждый пятый аспирант (то есть примерно 20%) учится именно таким образом и, конечно, данное процентное соотношение должно быть выше. Этот вопрос обязательно будет вынесен на рассмотрение», – отметил Владимир Владимирович.

Обсуждение образования и науки поддержал директор Гуманитарного института Александр Чернов. Он попросил президента снять ограничения по поддержке региональным бюджетом федеральных вузов, потому что сегодня нет возможности напрямую финансировать университеты, только косвенно, с помощью грантов и конкурсов.

Владимир Путин пообещал разобраться в вопросе. Это важно для региона, так как наши вузы готовят кадры для промышленных предприятий и социальной сферы.

Руководитель проекта для одаренных детей «Академия STEM» Алена Смыслова задала Владимиру Путину вопрос о поправках в основной закон страны, адресованный от школьников Череповца. А именно: имеет ли смысл проводить потом еще выборы президента, если граждане обозначат свою позицию уже на данном этапе.

«Я это предложил, но не для того, чтобы продлить свои полномочия. Если мы будем проводить – а я надеюсь, это произойдет в обозначенные сроки – всенародное голосование, то это, по сути, плебисцит. Это, по сути, – волеизъявление граждан. Я и предложил это для того, чтобы путем вот этого высшего проявления волеизъявления были приняты эти поправки или не приняты. И если приняты, то никто не мог сказать, что здесь что-то не так. Это высшая форма демократии. Нужно ли таким способом продлевать полномочия действующего президента – думаю, что нет. Потому что если мы говорим о выборах главы государства, это должно быть сделано на альтернативной основе», – ответил Владимир Путин.

Как отметил президент, референдум нужен потому, что сам факт всенародного голосования – индикатор того, насколько граждане в эту власть верят. Владимир Путин провел историческую параллель с событиями 1993 года.

На встрече с президентом присутствовали студенты нашего университета. Анатолий Медведев, студент 3 курса, поделился своим впечатлением: 

«Для меня было удивлением то, что люди, которые задавали вопросы, оказались с совершенно разных уголков России. Так как готовились к мероприятию мы вместе, общались перед встречей, то и не чувствовали этой «географической» разницы. К тому же, обсуждались схожие проблемы образования и науки и их финансирование. Атмосфера была непринужденной. И сам президент это подчеркивал, смело шутил и дарил энергию. Ощущение сложилось, что присутствуешь не на заседании, а на душевном разговоре единомышленников».

Отметим, что визит Владимира Путина в Череповец прошел в рамках подготовки заседания Госсовета по образованию и науке.