Web Content Display Web Content Display

Молодежная политика Череповецкого государственного университета

1. Общие положения

1.1. Настоящий документ определяет приоритетные цели, ценности, принципы и направления деятельности,  обеспечивающие реализацию молодежной политики Череповецкого государственного университета (далее - Университет, ЧГУ).

1.2. Молодежная политика ЧГУ разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», с Кодексом корпоративной этики работников и обучающихся Череповецкого государственного университета (утв. 15.04.2013 г.)  и другими нормативными документами.

1.3.  Молодежная политика утверждается Ученым советом Университета.

1.4. Молодежная политика ЧГУ распространяется на  обучающихся и работников Университета в возрасте до 35 лет.

2. Цель молодежной политики ЧГУ

Целью молодежной политики Университета является поддержка личностного и профессионального роста молодежи, содействие ее позитивному  гражданскому участию и инициативной самостоятельности в интересах развития страны, региона и Университета.

3. Ценности молодежной политики ЧГУ

- Гуманизм. Мы приветствуем отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее право на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремление к счастью.

- Патриотизм  и интернационализм. Мы приветствуем любовь к своему Отечеству и народу, уважаем культурные различия, стремимся к формированию культуры межнационального общения.

- Нацеленность  на  развитие.  Мы  приветствуем непрерывное усовершенствование, создание условий для развития талантов и компетенций молодежи.

- Партнерство. Мы – слаженно работающая единая команда, в которой обучающиеся, преподаватели и сотрудники отвечают за общий результат на благо Университета. Мы уважаем и ценим внешних партнеров, оперативно реагируем на их текущие запросы и будущие потребности.

- Уважение к окружающей среде. Мы приветствуем гармоничное взаимодействие человека с окружающей средой, развитие экологической культуры, позитивные действия, направленные на сохранение природного богатства и окружающей среды. 

- Здоровый образ жизни. Мы приветствуем занятие физической культурой и спортом, отказ от вредных привычек.

4. Основные принципы реализации молодежной политики ЧГУ

 Молодежная политика ЧГУ реализуется в соответствии со следующими принципами:

- сочетание административного управления и молодежного самоуправления;
- возможность выбора траекторий личностного и профессионального развития, право молодежи на самоопределение;
- приоритетность поддержки проектов и мероприятий, предполагающих вовлечение молодежи в активную деятельность;
- включенность в региональные, всероссийские и международные молодежные проекты и программы;
- информационная открытость;
- разумная доступность инфраструктуры Университета для молодежи;
- сочетание внутренних и привлеченных извне источников финансирования молодежных инициатив, мероприятий, проектов и программ;
- проектный  подход  в  организации  деятельности  молодежных  общественных объединений, организаций, клубов.

5. Направления деятельности молодежных общественных объединений, организаций, клубов.

Историко-патриотическое воспитание. Проекты, направленные на укрепление гражданского патриотизма, на изучение истории Отечества, на пропаганду в молодежной среде героев Великой Отечественной войны и службы в Вооруженных силах Российской Федерации, на развитие студенческих патриотических клубов, образовательного туризма и т.д.

Наука и инновации. Проекты, реализуемые по заказу предприятий и организаций, направленные на развитие молодежных научных обществ, конструкторских исследовательских бюро и лабораторий, на участие молодежи в инновационных разработках и т.д.

Профессионализм и карьера. Проекты, направленные на участие молодежи в программах центров профессиональной ориентации, карьеры, сертификации и трудоустройства, на участие молодежи в профессионально ориентированных конкурсах, в деятельности студенческих отрядов и т.д.

Волонтерство и социальное проектирование. Проекты, направленные на развитие волонтерских и добровольческих молодежных объединений, на повышение компетенций молодежных объединений в социальном проектировании и реализации благотворительных и социальных проектов, на улучшение работы с различными организациями и учреждениями, на развитие взаимодействия молодежных объединений с официальными социально-ориентированными некоммерческими объединениями и т.д.

Бизнес и предпринимательство. Проекты, направленные на реализацию молодежных предпринимательских идей, участие студентов в работе бизнес-инкубаторов/клубов, развитие молодежных центров компетенций по предпринимательству, продвижение обучающих предпринимательских программ и т.д.

Культура и творчество. Проекты, направленные на повышение культурного уровня и культуры поведения, раскрытие творческого потенциала, развитие художественно-эстетического творчества, молодежных творческих клубов, а также развитие деятельности молодежных творческих коллективов и т.д.

Спорт и здоровый образ жизни. Проекты, направленные на развитие физической культуры, молодежных спортивных клубов, спортивно-массовой работы и на реализацию массовых молодежных оздоровительных проектов, на вовлечение молодежи в официальные спортивные соревнования и деятельность официальных студенческих спортивных лиг, в реализацию Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО», в пропаганду здорового образа жизни  и т.д.

Информационная среда. Проекты, направленные на  развитие молодежных медиаресурсов, на обеспечение доступности информации о создаваемых условиях и предоставляемых возможностях для участия молодежных объединений в развитии информационных ресурсов Университета и т.д.

Международное сотрудничество и межкультурный диалог. Проекты, направленные на развитие деятельности молодежных объединений в вопросах международных молодежных обменов, реализацию международных студенческих проектов, на вовлечение молодежи в процесс гармонизации межнациональных отношений и межэтнической дружбы, социальную адаптацию иностранных студентов, презентацию культурных традиций народов Российской Федерации, на развитие клубов межнациональной дружбы и т.д.

Социальные стандарты и права молодежи. Проекты, направленные на развитие организационной деятельности объединенного совета обучающихся ЧГУ, органов студенческого самоуправления, на развитие системы выборов, на вовлечение молодежи в процессы повышения качества образования, на предоставление мест иногородним студентам в общежитиях, на работу стипендиальных комиссий и т.д.

Приложение 1 к Молодежной политике ЧГУ

Понятия

1. Государственная молодежная политика – система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России.

2. Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники).

3. Гражданское участие - понятие, раскрывающее механизм и степень вовлеченности и включенности интересов и деятельности граждан и их объединений в процесс разработки и принятия решений по кардинальным проблемам гражданского общества.

 

Образовательная политика
Череповецкого государственного университета

1. Общие положения

1.1 Образовательная политика определяет основные требования к реализации стратегических целей образовательной деятельности в Череповецком государственном университете (далее – Университет, ЧГУ).

1.2 Настоящая Образовательная политика разработана на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и других нормативных документов.

1.3 Образовательная политика  утверждается Ученым советом Университета.

1.4 Образовательная политика распространяется на реализуемые Университетом образовательные программы высшего образования всех направлений подготовки бакалавриата, специалитета, магистратуры,  на все формы обучения.

2. Цель образовательной политики ЧГУ

2.1 Целью образовательной политики является достижение обучающимися образовательных результатов, обеспечивающих высокую конкурентоспособность на глобальных и региональных рынках труда, способность к успешной карьере и улучшению окружающего мира за счет реализации образовательных программ опережающей подготовки специалистов и команд профессионалов.

3. Основные принципы построения образовательных программ

3.1 Компетентностная основа образовательного процесса. В основе постановки целей, формирования содержания и выбора форм, методов и средств образовательной деятельности по направлению подготовки будущего специалиста лежит модель выпускника, разработанная на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов. Модель выпускника представляет собой набор компетенций и индикаторы их сформированности.

3.2 Модульная структура образовательных программ. Структура образовательной программы представляет собой совокупность взаимосвязанных модулей. Содержание каждого модуля должно быть направлено на достижение конкретного образовательного результата – развитие тех или иных компетенций в рамках модели выпускника.

3.3 Фундаментальность и практико-ориентированность образовательной деятельности. Образовательная программа сочетает в себе фундаментальность и обучение на практике: широкую и прочную базовую основу в ключевых областях человеческих знаний и в конкретной области знаний (в результате общепрофессиональной подготовки и последующей специализации), а также практическую ориентацию на решение реальных проблем через участие в проектах, исследованиях и инновациях.

В основе реализации образовательной программы лежит проектная деятельность, которая организуется с привлечением научных, инновационных и иных подразделений вуза, а также работодателей. Содержание обеспечивает опережающий характер подготовки специалистов, а также предоставление для обучающихся более широких возможностей реализовывать гибкие индивидуальные образовательные траектории, учитывать личностные особенности и образовательные потребности обучающихся, в т.ч. лиц с ОВЗ.

3.4 Двойной результат образовательной деятельности. Сформированные компетенции выпускника являются результатом обучения по образовательной программе. В итоге проектной деятельности создается конкретный продукт, который, как правило, имеет ценность для потребителя, и является одним из свидетельств сформированности компетенций обучающегося и частью результата образовательной деятельности в целом.

3.5 Смешанное и вовлекающее обучение. В образовательной деятельности уместно сочетаются аудиторные занятия и онлайн-курсы, используются интернет-ресурсы и ресурсы электронной информационно-образовательной среды университета.

Приоритетными в обучении являются методы групповой проектной работы, самообучения и саморазвития, интерактивные методы, формирующие творческий подход, мотивирующие и вовлекающие обучающихся в образовательный процесс.

3.6 Всесторонняя, объективная и профессиональная оценка. Качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся осуществляется в рамках внутренней и внешней оценки, в т.ч. с участием работодателей. Оценивание осуществляется на основе конкретных и измеримых результатов образовательной деятельности. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны обучающимся.

4. Условия реализации образовательных программ

4.1 Университет обеспечивает доступность инфраструктуры, направленной на личностное и профессиональное развитие обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, в т.ч. условия для творческой, индивидуальной, групповой работы,  реализации проектной деятельности.

4.2 Для преподавателей, участвующих в реализации образовательной программы, Университет создает условия, способствующие их непрерывному развитию, ориентированному на модель компетенций преподавателя ЧГУ.

Глоссарий

Образовательная программа (ОП) – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Результаты освоения образовательной программы – компетенции, формируемые у обучающихся в ходе освоения ОП.

Результаты обучения  – конкретные результаты освоения отдельных дисциплин (модулей) и иных элементов ОП на уровне полученных обучающимися знаний, умений, опыта. Результаты обучения отражаются в рабочих программах модулей, практик.

Модуль образовательной программы – относительно самостоятельная, логически завершенная, структурированная часть образовательной программы, обеспечивающая формирование и оценку достижения заданных результатов обучения.  Модуль употребляется как самостоятельный термин и может быть синонимом  дисциплины (совокупность частей учебной дисциплины) или цикла дисциплин (совокупность учебных дисциплин, имеющая  определенную логическую завершенность)

Проектная деятельность – мотивированная самостоятельная деятельность студентов, направленная на формирование компетенций и ориентированная на решение определенной практической или теоретически значимой проблемы. Результат проектной деятельности можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений.

Интерактивные методы обучения  - это методы, предполагающие  обучение в сотрудничестве, когда  все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией,  моделируют ситуации, оценивают действия других и собственное поведение,  погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.  

Методы групповой проектной работы – это методы обучения, предполагающие деление аудитории на группы, для совместного достижения определенной цели, позволяющие высказывать идеи, собирать мнения, обсуждать, экспериментировать, находить решения.

Методы самообучения и саморазвития – это методы, стимулирующие деятельность человека по изменению своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями, включающие в себя самопознание, самоопределение, самоуправление, самореализацию, самосовершенствование.

Элективные дисциплины и курсы по выбору –  дисциплины, выбираемые студентом для освоения, содержание которых позволяет удовлетворить профессиональные интересы обучающегося  в соответствии с его личностными наклонностями.

Индивидуальный учебный план –  учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося.

Индивидуальная траектория личностного и профессионального развития – это персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося через последовательность дополнительных образовательных модулей, элективных и факультативных курсов,  программ  дополнительного образования, внеаудиторной деятельности.

Модель компетенций преподавателя – ранжированный набор компетенций, описывающих ключевые качества, поведение, знания, умения и другие характеристики, необходимые для достижения стандартов качества и эффективности трудовой деятельности.