Методические рекомендации по созданию специальных условий обучения для обучающихся с соматическими заболеваниями Методические рекомендации по созданию специальных условий обучения для обучающихся с соматическими заболеваниями

Особые образовательные потребности

Лица с инвалидностью и ОВЗ с соматическими заболеваниями в основном представлены такими группами хронических соматических заболеваний, как сахарный диабет, тяжелые нарушения сердечнососудистой, дыхательной  и кроветворной системы, заболевания центральной нервной системы, онкологические заболевания. Для обучающихся с данной группой болезней характерны особенности психофизического развития такие как астения и повышенная утомляемость, снижение объема внимания и памяти, произвольности всех психических процессов в целом.

 

Специальные технологии

В обучении лиц с хроническими соматическими заболеваниями  специальные технологии призваны облегчить усвоение информации и обеспечить:

– профилактику астенических состояний и психоэмоционального напряжения, повышение физической и умственной работоспособности (более частый отдых, смена видов деятельности и пр.); 

–  предъявление изучаемого материала с опорой на различные анализаторы;

– четкое соблюдение алгоритма занятия и заданий для самостоятельной работы (называние темы, постановка цели, сообщение и запись плана, выделение основных понятий и методов их изучения, указание видов деятельности обучающихся и способов проверки усвоения материала, словарная работа);

–активизацию всех компонентов учебной деятельности.

В связи с этим в качестве специальных технологий выступают средства программного и методического обеспечения образовательного процесса, увеличивающие информационную ценность материалов, стимулирующие активность обучающихся. В качестве специальных технологий выступают средства программного и методического обеспечения образовательного процесса, увеличивающие наглядность обучения и активизирующие адаптационные ресурсы обучающихся. Помощь в этом оказывают информационные технологии, предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации. Компьютеризация способствует активизации процесса обучения, позволяет обеспечить дифференцированный подход к студентам, интегрированным в общую образовательную среду.  

 

Методические аспекты образования обучающихся с хроническими соматическими заболеваниями заключаются в следующем: 

– нормализация психоэмоционального и функционального состояния обучающихся;

– повышение физической работоспособности;

– снятие утомления и повышение адаптационных возможностей студентов.

На занятиях педагогу рекомендуется:

– использовать наглядный метод обучения;

– вырабатывать самоконтроль у обучающихся;

– делать паузы по ходу занятия;

– предусмотреть смену видов деятельности;

– дифференцировать задания по степени сложности с учетом возможностей студентов;

– обеспечивать оптимальную пространственную и временную организацию образовательной среды;

– максимально расширять образовательное пространство за счет  социальных контактов с широким социумом.