Кафедра дошкольного образования

О кафедре

В декабре 2014 года кафедре дошкольного образования Череповецкого государственного университета исполнилось 35 лет. Кафедра стала пятой в Советском Союзе и первой на Северо-западе. За 35 лет работы кафедра подготовила более 3000 специалистов. Наши выпускники реализуют себя в разных образовательных сферах: дошкольного, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования. Среди наших выпускников 2 доктора и 12 кандидатов наук, семи педагогам присвоено почетное звание заслуженного учителя РФ, сорок человек награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ». Продолжают традиции и современные студенты, достойно представляя свою специальность, вуз и регион на Всероссийских олимпиадах по дошкольной педагогике и психологии, Всероссийских конкурсах выпускных квалификационных работ, а также на межвузовских студенческих научных конференциях (г.Тольятти, Санкт-Петербург, Вологда, Москва, Новокузнецк и др.). В 2010 году студентка Е.В. Гордиенко получила диплом и именную стипендию за лучшую научно-исследовательскую работу в конкурсе им. Л.А. Венгера, учрежденном Московским психолого-педагогическим университетом. . В октябре 2011 года трое учащихся стали лауреатами конкурса моделей развития сети дошкольных образовательных учреждений среди студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Вологодской области, на соискание премии в сфере обеспечения доступности дошкольного образования в Вологодской области. Двое из них, магистрант 2-го года обучения по магистерской программе Дошкольное образование В. Жыбак и аспирант 3-го года обучения А. Воронова, получили соответственно I и III премии. Под руководством д-ра пед. наук, профессора Н.В. Ивановой развивается научная школа «Социализация ребенка-дошкольника в целостном образовательном процессе ДОУ». В рамках научной школы ведутся научно-прикладные исследования по теоретико-экспериментальному обоснованию и внедрению инновационных проектов, касающихся социального здоровья дошкольников.

В  настоящее время  внимание кафедры дошкольного образования сосредоточено на разработке концепции университетского образования, на обновлении содержания образования в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты.

Направления подготовки (закрепленные образовательные программы)

  • 44.03.01 Педагогическое образование
  • 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
  • 44.04.01 Педагогическое образование (магистратура)

Специальности научных работников (аспирантура)

  • 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование)

Качество подготовки аспирантов подтверждено успешными выступлениями на межвузовских олимпиадах и конференциях.

На кафедре ведется обучение по программам профессиональной переподготовки

  • «Социально-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста» (свыше 500 часов);
  • «Детская практическая психология» (свыше 500 часов);
  • «Менеджмент в образовании» (с присвоением дополнительной квалификации «Менеджер образования») (свыше 1000 часов).

Научная деятельность

Развивается научная школа «Социализация ребенка-дошкольника в целостном образовательном процессе ДОУ», возглавляемая доктором педагогических наук, профессором Н.В.Ивановой, известным специалистом в области теории и практики социализации дошкольников, автором более 100 научных публикаций, двух монографий, которые посвящены современным проблемам дошкольного образования. В рамках научной школы ведутся научно-прикладные исследования по теоретико-экспериментальному обоснованию и внедрению инновационных проектов, касающихся проблем социального здоровья и социальной безопасности дошкольников. С 2005 г. преподаватели кафедры осуществляют научное руководство 11 инновационными проектами на базе дошкольных образовательных учреждений г. Череповца. Своеобразным отчетным документом по данному направлению научно-исследовательской деятельности кафедры стал сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 30-летию основания кафедры дошкольного образования (г. Череповец, 23 сентября 2009 г.) «Стратегические и технологические перспективы воспитания и обучения детей в образовательном пространстве дошкольного учреждения», где представлены тезисы докладов и научные статьи преподавателей – руководителей инновационных площадок в дошкольных образовательных учреждениях, являющихся инновационными площадками.

Дошкольные образовательные учреждения под научным руководством преподавателей кафедры регулярно участвуют и побеждают в городских, областных, межрегиональных и всероссийских конкурсах и выставках, становятся обладателями грантов.

Результаты реализации инновационных проектов представлены в методических пособиях регионального и федерального уровней. Комплект методических материалов «Педагогическая поддержка детей с трудностями в социальной адаптации к группе сверстников», разработанный под руководством Н.В.Ивановой, рекомендован к внедрению экспертным советом по инновациям МОУДО «Центр повышения квалификации» г. Череповца и широко используется в практике работы дошкольных учреждений Северо-запада РФ. Дипломом Фонда развития отечественного образования в номинации «За лучшую научную книгу» отмечено учебно-методическое пособие М.А.Виноградовой «Теория и практика подготовки детей к обучению в школе».

Преподаватели кафедры активно занимаются финансируемыми научными исследованиями: ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, тема НИР «Система многоуровневой подготовки научно-педагогических кадров в сфере сохранения социального здоровья детей в условиях промышленного города» и основной конкурс РГНФ 2011 года, тема НИР «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности».

Сотрудничество

Кафедра дошкольного образования осуществляет сотрудничество с ведущими вузами страны: РГПУ им. А.И.Герцена; МПГУ; ЯрГПУ им. К.Д.Ушинского (г. Ярославль); МГУ (г. Магнитогорск); ВГГУ (г. Киров).

Материальная база, в т.ч. оборудованные учебные кабинеты

Для реализации всех направлений работы кафедры созданы необходимые материально-технические условия. При кафедре функционируют: научно-методический кабинет, лекционные аудитории с мультимедийным оборудованием и интерактивной доской, два компьютерных класса, две лаборатории (учебная лаборатория развития ребенка и исследовательская лаборатория профессионального развития педагогов).