Кафедра транспортных средств и техносферной безопасности

О кафедре

Традиции технического образования кафедры были заложены в 1964 году, когда была открыта секция «Подъемно-транспортных машин» при кафедре теории проектирования механизмов машин и приборов Северо-Западного заочного политехнического института (СЗПИ), а затем Череповецкого филиала СЗПИ (ЧФ СЗПИ). Первый выпуск инженеров по специальности «Подъемно-транспортные машины» состоялся в 1970 г. С 1970 по 1976 гг. выпуском инженеров по специальности руководил известнейший специалист в области грузоподъемных машин - к.т.н., доцент Соболев Э.М. В 1981г. в ЧФ СЗПИ создана кафедра теоретической механики и подъемно-транспортных машин, которую возглавил, к.т.н., доцент Подойницын Е.М. С 1984 г. кафедрой руководил доцент Григорьев Н.С. В 1986 г. ЧФ СЗПИ был преобразован в Череповецкий филиал Вологодского политехнического института (ЧФ ВоПИ), а руководителем кафедры был к.т.н., доцент Титов В.А. В 1991 году кафедра преобразована в кафедру подъемно-транспортных машин и теплотехнических устройств (ПТМ и ТТУ), которую возглавил специалист в области проектирования грузоподъемных машин - ст. преподаватель Хаткевич Н.Г., а с 1992 г. к.т.н., доцент Кузьминов А.Л. В 1993 г. ЧФ ВоПИ преобразован в Череповецкий государственный индустриальный институт (ЧГИИ), а кафедра в кафедру подъемно-транспортных машин. В 2011 г. в связи с изменением профиля подготовки специалистов на кафедре она получила название транспортных средств. На  основании решения Ученого совета ЧГУ и приказа ректора  о ликвидации с 01.09.2013 г. кафедры «Транспортных средств» и кафедры «Техносферной безопасности» организована кафедра «Транспортных средств и техносферной безопасности».

Основанием для открытия кафедр и специальностей стала потребность в высококвалифицированных инженерах-механиках ПТМ для ПАО «Северсталь», ОАО «Северсталь-Метиз» и других предприятий города и региона. Еще одной предпосылкой создания кафедры стало наличие коллектива квалифицированных преподавателей методического и материально-технического оснащения специальности (четыре специализированных лаборатории). 

Направления подготовки (закрепленные образовательные программы)

  • 20.03.01 Техносферная безопасность
  • 20.03.01 Техносферная безопасность, профиль «Безопасность технологических процессов и производств» (бакалавриат);
  • 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, профиль «Автомобильный сервис» (бакалавриат);
  • 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства , специализация «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование» (специалитет);
  • 20.04.01 Техносферная безопасность, направления «Безопасность труда», «Промыщленная безопасность» (магистратура);

Специальности научных работников (аспирантура)

  • 15.06.01 Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины

Одним из ведущих преподавателей кафедры является академик МАНОИИ, МАНЭБ, Академии подъемно-транспортных наук Украины, профессор, доктор технических наук, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор кафедры Кузьминов А.Л.

 

 

Научно-исследовательская деятельность кафедры

  • повышение надежности подъемно-транспортного и металлургического оборудования;
  • расчет и диагностика роликовых систем и отводящих рольгангов металлургических машин и транспортных комплексов;
  • разработка методик расчета остаточного ресурса подъемно-транспортных машин;
  • моделирование процессов нагружения машин и оборудования;
  • разработка новых методов и оборудования для экспертизы и диагностики металлургических машин, ПТМ и транспортно-технологических комплексов.

По данным направлениям защищено 8 диссертаций на соискание степени кандидата технических наук.

Достижения кафедры в области образовательной и научной деятельности за последние 5 лет: опубликованы 10 монографий, более 150 наименований научных статей и тезисов докладов, подготовлено 44 учебно–методических пособий, в том числе одно с грифом УМО, получены 6 патентов на изобретения и полезные модели.

Кафедра стала инициатором вступления Череповецкого государственного университета в Федеральный центр науки и высоких технологий «Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» с целью осуществления и создания наукоемкой продукции и технологий, оказании услуг, связанных с решением задач гражданской обороны, прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности в соответствии с новыми требованиями российского законодательства.

Развитие и сотрудничество

Кафедра является базой по обеспечению работы подразделений по направлениям инновационной деятельности, проводимой ИТИ ЧГУ:

  • научно-технического центра диагностики автомобильного транспорта ИТИ (НТЦ ДАТ);
  • структурного подразделения «Техническая экспертиза и оценка риска» (СП «ТЭОРИ») по экспертизе и диагностике оборудования и проектной документации, оценке вероятного и фактического вреда при эксплуатации опасных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций. Получена лицензия № ДЭ-00-011156 (КМП) от 30 декабря 2009 г. на право проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений, проектной документации на объектах котлонадзора, подъемных сооружениях, объектах металлургической промышленности.

Функционирует ассоциированная с ИТИ ЧГУ организация ООО «ПТМ Северо-Запад», объемы экспертных и научно-исследовательских работ которой за период с 2001 по 2016 г. превысили 55 млн. руб. База указанной организации используется для проведения научно-исследовательских работ с привлечением преподавателей, студентов и аспирантов кафедры. ООО «ПТМ Северо-Запад» в течение всего срока существования организации является постоянной базой практик студентов специальности 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства».

Кафедра долгие годы с успехом сотрудничает с промышленными предприятиями города и области по направлениям:

  • разработки паспортов безопасности опасных объектов и территорий;
  • разработки планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН);
  • разработки планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС);
  • разработки документов по вопросам гражданской обороны и защиты объектов от чрезвычайных ситуаций.

Одно из важнейших направлений работы кафедры ТС и ТБ – теоретические изыскания в области безопасности. Третий год подряд осенью в Череповце проводится международная научно-техническая конференция «Экспертиза и оценка риска техногенных систем». Задачи конференции связаны с расширением научно-практических знаний, обменом опытом ведущих специалистов и ученых по вопросам оценки риска и обеспечением промышленной и экологической безопасности опасных производственных объектов и техногенных систем.

Трудоустройство

94% выпускников остаются в регионе. Они заняты в различных отраслях промышленности, значительная их часть трудится на крупнейших предприятиях холдинга ПАО «Северсталь»; работают в сфере просвещения, социальной сфере, в структурах малого и среднего бизнеса различных форм собственности. Среди выпускников кафедры генеральный директор крупнейшего машинстроительного предприятия отрасли ПАО «Северсталь» МЦ «ССМ–Тяжмаш» Константинов А.В., директор по стратегическому развитию «Северсталь – Северная Америка» (г. Детройт, США) Лукин С.В, директор по ремонтам ПАО «Северсталь» Колесов Д.В., кандидат технических наук Сараев О.В., начальник управления охраны труда, промышленной безопасности и экологии дивизиона ПАО «Северсталь», кандидат технических наук Титов О.П. и многие другие руководители промышленных предприятий и организаций.При кафедре транспортных средств и техносферной безопасности развивается современная учебно-лабораторная база. Сегодня она насчитывает 5 лабораторий: Автомобильного транспорта, Технологии машиностроения, Специальных кранов, Эксплуатации и безопасности грузоподъемных машин, Диагностики автотранспортных средств с установленным в ней стационарным компьютеризированным комплексом газоанализа выхлопных газов автомобилей ULTIMA (Франция), необходимые для ведения соответствующих курсов блока ОПД и специальных дисциплин. Компьютерный класс для тестирования и проведения занятий студентов, оснащенный 26 компьютерами с доступом в Internet, студенческое конструкторское бюро (класс курсового и дипломного проектирования), имеющее 10 рабочих мест, также оснащенных компьютерами, плоттером и сканерами.