Методические рекомендации по созданию специальных условий обучения для обучающихся с нарушениями речи Методические рекомендации по созданию специальных условий обучения для обучающихся с нарушениями речи

Особые образовательные потребности

Обучающиеся с нарушениями речи, как правило, имеют трудности восприятия и/или производства речи. Нарушения речи многообразны, они проявляются не только в нарушении произношения, но и в своеобразии грамматического строя речи и недоразвитии связной речи.

К числу проблем, характерных для лиц с нарушением речи, могут относиться такие как  нарушение произношения звуков речи, ускоренный (20–30 звуков в секунду) или замедленный темп речи, нарушение темпо-ритмической организации речи, изменения голоса и некоторые другие.

В структуру особых образовательных потребностей лиц с речевыми нарушениями  входят:

– потребность в координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения;

– потребность в индивидуальном подходе в  обучении и продвижении в образовательном материале для разных категорий обучающихся с нарушениями речи;

– потребность в постоянном  (пошаговом) мониторинге результативности образования;

– потребность в специальных методах, приемах и средствах обучения, в том числе специализированных компьютерных технологиях, дидактических пособиях, визуальных средствах. 

 

Специальные технологии

В обучении лиц с нарушениями речи специальные технологии призваны облегчить восприятие, понимание речи и использование вербальной информации, удовлетворить потребность таких обучающихся:

            – в использовании различных видов коммуникации;

– в дополнительном использовании зрительного восприятия в различных коммуникативных ситуациях;

– в активизации всех сторон и видов словесной речи (устная, письменная);

– в формировании социальной компетентности.

В связи с этим в качестве специальных технологий выступают средства программного и методического обеспечения образовательного процесса, увеличивающие наглядность обучения и активизирующие использование различных видов коммуникации. Обязательными компонентами обучающих технологий являются компьютерные программы и специальное программное обеспечение, предоставляющее возможность наглядно иллюстрировать информацию. Помощь в этом оказывают информационные технологии, предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации. Компьютеризация способствует активизации процесса обучения, позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучающимся, интегрированным в общую образовательную среду.  

 

Методические аспекты образования обучающихся с нарушениями речи заключаются в следующем: 

• обеспечение возможности работы с печатными изданиями, справочной  литературой и словарями;

• наличие системы заданий, обеспечивающих систематизацию вербального материала, его схематизацию, перевод в таблицы, схемы, опорные тексты, глоссарий;

• наличие наглядного сопровождения изучаемого материала (структурно-логические схемы, таблицы, графики, концентрирующие и обобщающие информацию, опорные конспекты, раздаточный материал); 

• увеличение доли конкретного материала и соблюдение принципа от простого к сложному при объяснении материала;

• наличие четкой системы и алгоритма организации самостоятельных работ и проверки заданий с обязательной корректировкой и комментариями в личном кабинете студента на корпоративном образовательном портале;

• адаптация преподавателем текста лекции с учетом сложности речевого нарушения;

• особый речевой режим работы (хорошая артикуляция лектора; немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов; обеспечение зрительного контакта во время говорения);

• четкое соблюдение алгоритма занятия и заданий для самостоятельной работы (называние темы, постановка цели, сообщение и запись плана, выделение основных понятий и методов их изучения, указание видов деятельности обучающихся и способов проверки усвоения материала, словарная работа);

• обеспечение непрерывной аттестации обучающихся за счет введения предварительной, текущей, промежуточной, итоговой системы контроля знаний с её применением на каждом занятии;

• четкое указание и соблюдение  сроков выполнения текущего и промежуточного контроля;

• соблюдение принципов осуществления контроля:  соответствие контроля целям обучения; включение заданий теоретического и практического характера; постепенный переход от простых заданий к сложным; балльная оценка заданий в зависимости от уровня сложности, наличие вариантов  кейсов заданий;

• активизация наглядных представлений об изучаемом объекте;

• повышение информативной ценности текстов;

• предоставление возможности соотносить вербальный и графический материал;

• комплексное использование письменных и устных средств коммуникации при работе в группе;

• включение обучающихся в групповую работу;

• обеспечение системы заданий, формирующих умение представлять и защищать результаты своей работы; 

• создание условий для развития способности к организации эффективного делового общения;

• сочетание на занятиях всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма);

• активизация реабилитационного потенциала за счет включения в учебный план специальных адаптационных дисциплин («Социокультурная реабилитация и профориентация детей и подростков с ОВЗ» и др.).

Одним из важнейших факторов, способствующих повышению уровня подготовки, является индивидуализация учебной деятельности обучающихся в системе целостного педагогического процесса. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями речи позволит построить процесс обучения с учетом их потенциальных возможностей в добывании знаний.