Назад

Что такое «Технология карьеры» и зачем нужны студенты-кураторы

 

 

В этом году студенты третьего курса увидели новый для себя предмет в расписании – «Технология карьеры». О том, что это такое, для чего этот предмет и какого эффекта ждут от него его создатели, мы поговорили с заместителем первого проректора по воспитательной работе Натальей Макаровой.

 

– Наталья Вячеславовна, здравствуйте. Для начала давайте коснёмся очень важного нововведения в рамках курса ПЛПР – появления кураторов-студентов у групп нынешних первокурсников. Эти ребята прошли обучение в Школе кураторов ЧГУ. Какова была цель её создания?

– Мы поставили перед собой важную задачу: максимальное вовлечение студентов в социокультурную среду вуза, начиная с первых лет обучения. Университет перешёл на двухуровневую систему образования: большинство обучающихся теперь будут учиться не 5 лет, а 4 года. А значит, так называемого времени «на раскачку» уже не хватает: необходимо становиться частью активного студенческого сообщества, начиная с первого курса. И мы полагали, что сами студенты, вовлеченные в работу кружков, студий, научных сообществ, органов студенческого самоуправления, могут стать мотивационным примером того, какие дополнительные возможности для саморазвития существуют в нашем вузе. Это, наверное, основная причина, побудившая нас создать такой институт студенческого кураторства. Но чтобы руководить студенческой группой, нужны базовые основы психолого-педагогических знаний. Именно поэтому под руководством Евгении Юрьевны Малышевой – ведущего психолога управления по воспитательной работе – на протяжении целого семестра работала Школа студенческих кураторов, где ребята знакомились с тем, что такое «групповая динамика», как на неё позитивно влиять, какие формы и методы работы с группой  существуют.

В ноябре будет проведён опрос первокурсников, направленный на оценку удовлетворенности деятельностью студенческих кураторов, тогда можно будет сделать первичные выводы об эффективности работы. Но уже сейчас очевидно, что уровень активности первокурсников  стал значительно выше. Большее количество ребят первого курса пришли в различные студенческие объединения. Поэтому мы можем говорить, что главная задача на сегодня частично решена.

– Как студенты чувствуют себя в роли куратора группы? Ведь есть ещё и традиционный преподаватель-куратор. Ответственность между ними поделена поровну?

– Студенческие кураторы – это не кураторы «вместо» педагогов, это кураторы «вместе» с педагогами. И если кураторы-педагоги в большей степени осуществляют контроль текущей успеваемости, решают  вопросы, связанные, возможно, с трудностями во взаимоотношениях между студентами и отдельными педагогами, то студенческие кураторы несут большую ответственность за вовлечение ребят во внеучебную деятельность. На сегодняшний день мы смело можем говорить о том, что с первокурсниками работают дружные команды: мы не слышали ни одного негативного отзыва о совместной работе.

– Ребята будут помогать первокурсникам на протяжении только одного года?

– Любое дело, которое имеет своё логическое начало, должно иметь логическое продолжение. И в идеале нам бы хотелось, чтобы студенческие кураторы работали с ребятами на протяжении всего двухлетнего курса ПЛПР, ведь именно на втором курсе ребята защищают социальные проекты, в сопровождении которых могли бы как раз помочь старшие товарищи. Но на сегодняшний день не все механизмы работы со студенческими кураторами ещё обозначены: необходимо разработать целую систему педагогического сопровождения этих ребят, чтобы у них не угасала мотивация. Так что в этом году мы ориентируем студентов на работу в течение одного года. Но мы искренне надеемся, что в тех группах, в которых действительно будут складываться хорошие отношения сотрудничества,  общение продолжится и на протяжении последующих лет.

- В сентябре в расписании третьекурсников ЧГУ появилась дисциплина с необычным названием – «Технология карьеры». Это продолжение ПЛПР или что-то другое?

Вы абсолютно правы, это и продолжение курса ПЛПР, и что-то другое (улыбается). В ЧГУ мы занимаемся не только профессиональной подготовкой. Мы занимаемся образованием в широком смысле этого слова: в центре образовательного процесса находится самоопределяющаяся личность. И конечно, карьерное развитие – это важная линия развития человека. Как раз ПЛПР является первой ступенью этого пути.

Слово «карьера» используется нами в позитивном смысле этого слова, потому что у каждого человека должно быть понимание, какой вектор карьерного развития предпочесть. Кто-то будет развиваться в качестве настоящего специалиста-профессионала, кто-то выберет сферу менеджмента и управления, кто-то  - сферу предпринимательства. То есть мы говорим о карьере как о стремлении человека добиться максимальных результатов в том виде деятельности, который он для себя определил. И мы понимаем, что студенты должны задумываться, определять вектор карьерного развития не на последнем курсе, когда фактически мало что можно изменить, а хотя бы за два года до выпуска. Тогда у человека есть возможность выработать карьерный план: что я должен сделать уже здесь и сейчас, для того чтобы тот образ желаемого будущего был реализован. Дисциплина «Технология карьеры» позволяет ответить на вопросы: что такое карьера, каковы векторы карьерного развития и как это соотносится с жизненными планами конкретного студента. Одна из важных задач дисциплины – познакомить ребят с особенностями рынка труда нашего города, области, помочь и сориентировать в том, что сегодня является востребованным. Так уж  устроен современный мир: совершив первый шаг – став профессионалом, необходимо сделать так, чтобы это заметили окружающие люди, в частности работодатели. И вторая часть «Технологии карьеры» направлена на обучение ребят приёмам самомаркетинга и саморекламы на рынке труда.

- Что интересного ждёт ребят, посещающих занятия по «Технологии карьеры»?

Подобран целый ряд диагностических методик, как говорят психологи – «рефлексивного» плана, которые позволяют задуматься о том,  как выстроить карьеру, не потерять жизненные смыслы, как соотнести цели, задачи карьерного развития с собственными ценностями. Будет много методик игрового типа, например, деловая игра «Устройся на работу», ребят научат создавать тексты делового письма методом «кейс-стади», каждый студент после окончания факультатива сможет разместить свое резюме на электронной студенческой бирже труда.

Какие самые важные компетенции приобретут студенты, прослушавшие этот курс?

В данном случае, это компетенции, связанные с самомаркетингом и саморекламой на рынке труда. Мы расскажем о том, как трудоустроиться, что для этого необходимо сделать. Ну, и мы психологи всегда говорим, что  существует единство личности и деятельности, поэтому важность приобретают и такие компетенции, как самопознание и саморазвитие, стремление к постоянному самосовершенствованию.

– Преподаватели «Технологии карьеры» говорят о том, что курс рассчитан на семестр. На Ваш взгляд, этого достаточно для того, чтобы достигнуть тех целей, которые поставили разработчики курса?

– Вы затронули очень важную проблему. Если мы говорим о том, что нужно отработать некоторые навыки на уровне автомата, этого явно недостаточно. Но мы понимаем, что у студентов различный уровень мотивации саморазвития. Для некоторых студентов курсы ПЛПР и Технологии карьеры являются, безусловно, важными, потому что у них сформирована внутренняя привычка работы над собой. Но, к сожалению, есть ребята, которые слабо мотивированы на занятия такого рода.  И в этом случае мы пытаемся найти вот этот разумный компромисс: мотивировать заинтересованных ребят найти ответы на поставленные в рамках курсов вопросы. Ведь самое главное  - запустить определённый внутренний механизм. В конечном итоге, научить человека чему-либо нельзя: можно научиться, понимая, в каком направлении развиваться. Поэтому мы полагаем, что данное количество часов является наиболее оптимальным.

– Для получения зачёта по этой дисциплине студенты должны будут предоставить свои резюме для размещения их в электронной студенческой бирже трудоустройства ЧГУ. Это и будет одной из самых главных оценок эффективности курса Технология карьеры?

–Конечно, количество размещённых резюме является одним из целевых показателей оценки эффективности деятельности этого курса. Но есть ещё и очень важный качественный показатель – это уровень удовлетворённости студентов качеством и содержанием Технологии карьеры и пользой для личностного роста и развития. После каждого из двух модулей программы  проводится анкетирование  студентов. Курс будет достаточно эффективен, если более 80 % студентов оценят его на «хорошо» и «отлично». Если этого не произойдёт, то потребуется вносить коррективы в содержание курса в формы и методы организации деятельности студентов. Однако основным ключевым показателем является тот, который отсрочен во времени: количество трудоустроенных выпускников в первые три месяца после окончания вуза. Мы полагаем, что и ПЛПР и Технология карьеры позволят развить дополнительные к профессиональным компетенции, которые создадут конкурентные преимущества нашим выпускникам: умение работать автономно и в команде, умение управлять временем и процессами, стремление к саморазвитию,  умение максимально себя презентовать на рынке труда и добиваться поставленных целей. Именно такого студента хотят видеть работодатели в своих рядах, поэтому это наша приоритетная задача, и мы, специалисты управления и преподаватели кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникаций, а также кафедры психологии и педагогики, ее обязательно выполним.

 

Беседовала Алина Волкова