Назад

Повышение доступности и качества высшего образования для инвалидов

На базе РУМЦ СЗФО ЧГУ прошел круглый стол «Лучшие практики по повышению доступности и качества высшего образования для инвалидов».

Основной целью встречи стало обсуждение кейсов, сформировавшихся на базе университетов, и описывающих уникальные методические, технологические, социокультурные, архитектурные решения, позволяющие преодолеть отношенческие и физические барьеры в высшем образовании инвалидов.

Во вступительном докладе директора РУМЦ Череповецкого государственного университета, доктора наук, профессора Ольги Александровны Денисовой были обобщены основные запросы вузов России в сфере повышения доступности и качества высшего образования, проанализированы обращения в call-центры РУМЦ, обозначен топ-5 вопросов, ответами на которые и послужили доклады спикеров круглого стола.

Т.Ф. Краснопевцева, директор РУМЦ Нижегородского педагогического университета им. К. Минина, представила разработку сети Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) по созданию в вузах доступной образовательной среды: среды одинаково удобной, комфортной и, главное, безопасной для всех категорий граждан. Участники круглого стола обсудили возможности учета при организации образовательной среды вуза принципа универсального дизайна, фундаментального для Конвенции ООН принципа обеспечения прав инвалидов. Особый акцент был сделан на том, как учесть особые потребности инвалидов в дизайне предметов, обстановок, программ и услуг, как сделать их максимально пригодными для использования без необходимости адаптации или специального дизайна. В ходе обсуждения кейса был сделан однозначный вывод о необходимости системного подхода для обеспечения не только физической доступности объектов высшего образования, но и предоставления различных видов услуг, помощников, посредников, развития других надлежащих форм оказания инвалидам помощи и поддержки для доступа к информации.

Начальник РУМЦ Челябинского государственного университета Дарья Романенкова в своем выступлении «Дистанционные образовательные технологии как средство обеспечения доступности инклюзивного высшего образования в условиях предупреждения новой коронавирусной инфекции» рассказала о деятельности сети РУМЦ России по информационно-методическому сопровождению инклюзивного высшего образования в 2020 году. Она раскрыла специфику формата смешанного обучения с учетом потребностей лиц с инвалидностью, охарактеризовала сложившиеся на практике варианты организации обучения лиц с инвалидностью с использованием дистанционных образовательных технологий. Также были рассмотрены вопросы доступности средств организации дистанционного обучения и образовательного цифрового контента для обучающихся с различными видами нарушений здоровья, механизмы повышения доступности инклюзивного высшего образования и перспективы использования дистанционных образовательных технологий.

В продолжение выступления Т.Ф. Краснопевцевой О.А. Белов, кандидат юридических наук, доцент, помощник директора Северо-Западного института (филиала) университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) описал кейс вуза-партнера РУМЦ СЗФО ЧГУ по приведению зданий университета в соответствие с требованиями доступности. Особенно заинтересовал всех этот опыт в связи с тем, что он касался здания, находящегося в исторической части города.

Выступление представителей Группы компаний «Исток-Аудио» Дмитрия Выгонова и Станислава Передеры на тему «Разработка и внедрение новинок реабилитационного оборудования для инвалидов» позволило участникам встречи рассмотреть проблему применения технологий дополненной и виртуальной реальности в высшем инклюзивном образовании. Особый интерес участников вызвало мнение производителей реабилитационного оборудования о том опыте, который формируется в сети РУМЦ. Так, высоко был оценен кейс лаборатории функциональной диагностики и реабилитации РУМЦ СЗФО ЧГУ и Регионального научно-технического центра Череповецкого государственного университета по разработке и внедрению проекта «EYE-TRACKER MOBILE». Разработка ЧГУ представляет собой мобильное приложение на базе операционной системы Android и позволяет пользователям осуществлять управление инструментами мобильного телефона посредством взгляда. Разработка выполнена в соответствие с принципами универсальной доступности и имеет широкие перспективы для промышленного внедрения и широкого применения.

Руководитель РУМЦ Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, доктор педагогических наук, доцент Ю.В. Глузман представила опыт использования рекреационного потенциала Крыма в работе со студентами с инвалидностью. Представленный кейс наглядно показал, насколько эффективными для адаптации и интеграции студентов с инвалидностью бывают групповые занятия с элементами климатотерапии, арттерапевтические и тренинговые программы в заповедных и дворцово-парковых зонах, терренкуры и элементы доступного туризма, психологическая гостиная с применением арома- и фитотерапии.

О возможностях вуза в части обеспечения социально-психологического благополучия был доклад Ларисы Александровны Гутерман, кандидата биологических наук, доцента, руководителя РУМЦ, полномочного представителя ректора по делам инвалидов и лиц с ОВЗ Южного федерального университета. В ходе обсуждения опыта ЮФУ был сделан вывод о том, что создание в вузе инклюзивной толерантной социокультурной среды – одно из важнейших условий организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ключевыми факторами, формирующими такую социокультурную среду в образовательной организации, являются студенты, преподаватели и администрация вуза. Представленный кейс по выявлению и управлению мнениями, представлениями, установками, стереотипами, отношениями к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья позволил участникам подойти к пониманию стратегии и тактики вузов по проектированию и созданию инклюзивной социокультурной среды.

Обмен лучшими практиками по повышению доступности и качества высшего образования для инвалидов продолжится.