Назад

Проблемы порождения и восприятия речи

 

 

Конец ноября в нашем университете ознаменовался проведением ставшей уже традиционной для научного сообщества (и не только череповецкого) школы-семинара «Проблемы порождения и восприятия речи». В этом году конференция была проведена уже в 12-ый раз.

 

Кафедра отечественной филологии и прикладных коммуникаций совместно с Петербургским лингвистическим обществом в течение двух дней предлагала всем интересующимся проблемами порождения и восприятия речи научные мероприятия разных форматов – мастер-классы, практические занятия, секционные доклады.

Открытие конференции состоялось в пятницу, 29 ноября. На пленарном заседании были представлены 3 доклада ведущих специалистов в данной области: д.филол.н., проф., заведующая кафедрой германской филологии и прикладных коммуникаций ЧГУ Галина Чиршева представила обзор традиционных и новых проблемы в истории исследований раннего детского билингвизма; Анатолий Венцов, к.биол.н., старший научный сотрудник лаборатории моделирования речевой деятельности СПбГУ, рассказал о специфике восприятия речи и ментальном лексиконе; Дмитрий Коршунов, канд. филол.н., заместитель начальника кафедры иностранных языков филиала Военной академии Министерства обороны РФ выступил с докладом о специфике выявления универсальных механизмов процесса чтения.

 

В этот же день состоялся ряд мастер-классов по аспектам применения интегрированной информационной среды StarLing для решения задач корпусной лингвистики и диалектографии русского языка и проблемам и методам изучения спонтанной звучащей русской речи. Ликбез для студентов провели Сергей Крылов, д. филол. н., профессор, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН и Юлия Нигматулина Олеговна, сотрудник лаборатории моделирования речевой деятельности СПбГУ.

Второй день отрыли секционные заседания на кафедре германской филологии и межкультурной коммуникации. В рамках секции «Билингвизм и кодовые переключения» состоялось 8 докладов по различным аспектам заявленной темы. Завершали конференцию секции «Проблемы порождения и восприятия речи» и «Современная языковая личность: типы порождаемых текстов и методы их изучения», в рамках которых состоялись доклады не только гостей из Санкт-Петербурга и Москвы, но и студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникаций.

И участники, и организаторы отметили, что школа-семинар как форма работы из года в год доказывает свою эффективность, обеспечивая преемственность научных поколений в области изучения языка и речи. Именно поэтому ее проведение не ставится под сомнение и на следующий год.