Назад

РУМЦ СЗФО ЧГУ об адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью

Специалисты РУМЦ СЗФО ЧГУ стали участниками IV Международного круглого стола на тему «Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья». Они представили свой опыт психолого-педагогического сопровождения и адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ в условиях инклюзивной среды вуза.

Ольга Александровна Денисова, д.пед.н., профессор, зав. кафедрой дефектологического образования, директор РУМЦ СЗФО Череповецкого государственного университета, выступила с докладом «Инклюзивное образовательное пространство как ресурс социокультурной адаптации и интеграции в окружающий социум студентов с ОВЗ и инвалидностью».

– Выделяется несколько групп ценностей продуктивного взаимодействия в инклюзивной образовательной среде. Во-первых, ценности стимулирования самостоятельности и активности в выборе жизненной, трудовой и образовательной траектории. Во-вторых, ценности обеспечения независимости и высокого качества жизнеобеспечения на всех этапах жизненного пути. В-третьих, ценности универсального дизайна образовательной и социокультурной среды на всех уровнях. В-четвертых, ценности обеспечения равных прав на образование, труд и интеграцию в обществе. В-пятых, ценности толерантного отношения к особенностям человека.

Чтобы происходила эффективная социокультурная адаптация и интеграция в окружающий социум студентов с ОВЗ и инвалидностью необходимо выстраивать коммуникации со всеми структурными подразделениями самого университета, с окружающим общественным корпусом, с другими образовательными организациями (в том числе школами и СПО), службами занятости населения, с филиалами организаций поддержки инвалидов, Всероссийской организацией инвалидов и др.

Ресурсный центр на базе Череповецкого государственного университета внутри вуза работает с 2000 года, а с 2017 года расширил свою деятельность на вузы Северо-Западного федерального округа России: от Архангельска до Калининграда, на сегодняшний день у нас уже 29 вузов-партнеров и большой опыт работы, которым мы готовы делиться с коллегами.

Ольга Леонидовна Леханова, к.пед.н., доцент кафедры дефектологического образования, зам. директора РУМЦ СЗФО Череповецкого государственного университета, представила доклад «Опыт РУМЦ СЗФО ЧГУ в разработке и апробации механизма адаптации образовательного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузе».

– Механизм адаптации студентов к новым образовательным условиям и социальным отношениям, которые присуще вузовской среде, включает два основных блока. Во-первых, собственно адаптация образовательного процесса с учетом нозологии нарушения особых образовательных потребностей. Во-вторых, активизация личных адаптационных ресурсов обучающихся через оказание индивидуально-ориентированной коррекционно-педагогической помощи.

Инструментом реализации механизма адаптации является программа сопровождения профориентации, обучения и трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью. Именно такой комплексный подход позволяет обеспечить непрерывность и преемственность сопровождения инклюзивного высшего образования.

Данная программа для всех студентов разрабатывается РУМЦ СЗФО ЧГУ совместно с психологической службой Управления по воспитательной работе Университета.

У программы есть несколько ключевых задач. Во-первых, формирование социально-психологического климата, способствующего интеграции лиц с ОВЗ и инвалидностью в образовательную и культурную среду вуза. Во-вторых, развитие и совершенствование образовательного процесса и профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью, которая призвана помочь им выбрать свое направление деятельности с учетов их аспектов здоровья. В-третьих, формирование благоприятных условий физической среды. И, в-четвертых, создание условий для реабилитации, занятия адаптационной физической культурой.

Роман Александрович Самофал, к.психол.н., доцент кафедры дефектологического образования, заведующий Лабораторией функциональной диагностики и реабилитации РУМЦ СЗФО Череповецкого государственного университета, посвятил выступление инструментам и технологиям адаптации к вузу студентов с инвалидностью.

Роман Самофал отметил характерные для всех категорий студентов с ОВЗ и инвалидностью особенности развития, в их числе повышенная утомляемость и снижение работоспособности, замедленное и ограниченное восприятие, своеобразие речевого, физического, моторного развития и мыслительной деятельности, пробелы в знаниях, трудности в межличностных отношениях и другие специфические особенности, которые связаны с нозологией нарушения.

– Обозначается несколько условий для разработки адаптационных курсов для студентов с ОВЗ и инвалидностью. Во-первых, создание организационных условий: взаимодействие с администрацией вуза, включение дисциплины в учебные планы, формирование запросы на освоение дисциплины студентами с ОВЗ и инвалидностью, готовность куратора группы обеспечить сопровождение инклюзивного процесса. Во-вторых, создание методических условий: рабочая программа дисциплины, модульное содержание курса, рабочие тетради, методические рекомендации преподавателям ПЛПР, методические рекомендации кураторам, система мониторинга эффективности преподавания курса. В-третьих, создание психолого-педагогических условий: создание полисубъектного образовательного взаимодействия, готовность педагогов к реализации диалогического взаимодействия со студентами, специфические формы работы для вовлечения студентов в активный процесс самопознания и саморазвития.

С 2011 года в образовательный процесс Череповецкого государственного университета были внедрены программы личностного и профессионального развития, факультатив «Технология карьеры», программы школы «Грани».

В рамках программы личностного и профессионального развития был разработан адаптационный курс «Основы саморазвития, самообразования и самоорганизации», он имеет специфическое содержание для инклюзивных групп. Курс направлен на создание условий для вхождения первокурсников с ОВЗ и инвалидностью в учебный процесс, включение в социокультурную среду вуза, активную студенческую жизнь, на формирование готовности к взаимодействию в ходе решения задач учебной и профессиональной деятельности. Реализация курса позволяет актуализировать у студентов с ОВЗ и инвалидностью потребность в сотрудничестве с преподавателями и одногруппниками при решении вопросов, связанных с образовательным процессом в вузе.

Как показывает опыт практической деятельности, на успешность адаптации студентов влияют: характеристика, количество человек и лидеры в учебной группе, ее половой состав, соотношение городских и иногородних студентов и др. Реализация адаптационного курса позволяет группе лучше узнать своего особого товарища, приспособиться к его специфике, наладить эффективное взаимодействие и оказать необходимую помощь.

Данный курс может быть рекомендован к масштабированию на другие вузы.

В работе круглого стола приняли участие педагоги, студенты и специалисты, которые развивают практику сопровождения процесса личностного и профессионального становления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в регионах России, Монголии и ДНР.

Активное участие в обсуждении материалов приняли партнеры РУМЦ СЗФО ЧГУ из Балтийского государственного университета им. И. Канта, Калининградского государственного технического университета, Ухтинского государственного университета, Северного арктического федерального университета, Петрозаводского государственного университета, Псковского государственного университета и Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина.

Участники высоко оценили представленные на круглом столе доклады и высказались о готовности транслировать лучшие практики по психолого-педагогическому сопровождению адаптации студентов с инвалидностью на территории своих регионов.

Организаторами мероприятия выступили Региональный центр инклюзивного образования и кафедра психологии образования Забайкальского государственный университета, Ресурсный учебно-методический центр Северо-Западного федерального округа по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ЧГУ, Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, Монгольский национальный университет медицинских наук.

Модераторами круглого стола стали д.пед.н., профессор, зав. кафедрой дефектологического образования, директор РУМЦ СЗФО ЧГУ Ольга Александровна Денисова и д.псих.н., доцент, зав. кафедрой психологии образования ЗабГУ Нина Иннокентьевна Виноградова.

Видеозапись круглого стола на ютуб-канале РУМЦ СЗФО ЧГУ.

О мероприятии на сайте Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького.