Назад

РУМЦ СЗФО ЧГУ: обсуждения при Комитете Государственной Думы по образованию и науке

РУМЦ СЗФО ЧГУ: обсуждение актуальных вопросов в Экспертном Совете по специальному образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке

Члены Экспертного Совета по специальному образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке обсудили ряд важных вопросов. Обсуждение состоялось в рамках круглого стола под руководством координатора Экспертного совета Л.Н. Антоновой.

1). Практическая реализация Федерального закона от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» и разработка предложений для целевой группы детей с ОВЗ и инвалидностью.

2). Влияние пандемии на получение детьми с ОВЗ и инвалидностью качественных образовательных услуг: проблемы и пути решения.

 

По первому вопросу Ольга Александровна Денисова – член Экспертного совета, директор РУМЦ СЗФО Череповецкого государственного университета – обозначила проблемы и возможные риски при реализации АООП воспитания, которые необходимо учесть при реализации:

а) Возможно, часть модулей программы воспитания либо будут не реализованы, либо объединены, сокращены в связи с большой нагрузкой на детей (т.к. в учреждении реализуется учебный план и план внеурочной деятельности, включающий коррекционно-развивающую область). Н-р. для обучающихся НОО – 33 часа в неделю. Возможно, нужно будет пересмотреть раздел учебного плана «Внеурочная деятельность».

б) Если будет удлинен «школьный день» в связи с реализацией программы – могут возникнуть проблемы с питанием детей.

в) Недостаточная координация между образовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта города с ориентацией на данные категории детей (глухие, слабослышащие и позднооглохшие, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с интеллектуальными нарушениями и др.). Без использования ресурса городских учреждений ДО, культуры и других не будут в полном объеме реализованы отдельные модули. Использование этого ресурса зачастую платное, часть родителей не захотят им воспользоваться.

г) Материально-технические условия образовательных учреждений недостаточны для полноценной реализации программы воспитания.

д) Требуется повышение качества профессиональных компетенций педагогов по данному направлению.

е) Трудность создания активных детских организаций в коррекционных школах (инвариантный модуль «Самоуправление»).

ё) Пассивность большей части родителей в реализации программ, проектов.

По второму вопросу в качестве приглашенного гостя выступил Юрий Валентинович Афанасьев – директор АНО «Защита», член Общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при президенте РФ, врач-психиатр высшей категории, заведующий детским отделением БУЗ ВО «ВО ПНД№1» г. Череповец, аккредитованный эксперт Роскомнадзора, член Общественного совета при УМВД Вологодской области.

Юрий Афанасьев в своем выступлении отметил, что в марте 2020 года школы перешли на дистанционное образование в результате пандемии kovid-19. К этой ситуации мы оказались не готовы, ошибки, которые мы допустили, требуют серьезного анализа, чтобы ситуация не повторилась. Акцент сегодня хотелось бы сделать на детях с ОВЗ, их родителях и специалистах, работающих по их сопровождению.

Врачам пришлось столкнуться с тремя целевыми группами, требующими поддержки в период карантинных мер и, главное, после них.

Первая группародители детей с ОВЗ. Замкнутое пространство, постоянное нахождение детей дома, вынужденная настройка систем дистанционного образования, нарушение ритмов жизни. Все это звучало в жалобах родителей. Это оголило проблему того, что у нас практически не оказалась специалистов по кризисной психологии, особенно детской. Все лекции в то время предлагали просто рассматривать кризис как некое конечное состояние, но практических советов, а, главное, понимание специфики проблем было крайне мало. Быстрого реагирования на проблемы не произошло. В конце апреля – начале мая увеличилось количество семейных консультаций. Родители и дети находились в состоянии непонимания, как пройдут выпускные экзамены, как будет осуществляться процесс поступления в вузы. То есть, кроме традиционных проблем со сдачей экзаменов, добавилась еще и эта неопределенность. Вследствие чего наблюдался рост невротических расстройств: ухудшение сна, рост тревоги, эмоциональные перепады, увеличение конфликтов с родственниками, чрезмерное увлечение гаджетами и интернет-развлечениями. Часто это приходилось решать назначением препаратов, которые требовали постоянного контроля. Все это увеличило нагрузку и на врачей, они перешли в круглосуточный режим работы.

Второй группой, которую приходилось экстренно консультировать, стали специалисты и учителя. Переход на дистант, решение проблем технических, организационных, обучающих – все это сказалось на психическом здоровье наших специалистов, которые продолжают работать в напряженном графике. Мы понимаем, что успех работы с детьми с ОВЗ зависит от стабильного и положительного психоэмоционального состояния специалиста. Часто от этого зависит результат занятия и успех усвоения материала. Мы должны четко понимать, что основные проблемы и осложнения нам еще предстоят в посткризисный период. Именно здесь необходима все сторонняя поддержка коллег. Уже сейчас необходимо усиливать психологическую поддержку специалистов и вводить для педагогов профилактику эмоционального выгорания.

Третья группа – дети с ОВЗ, которые явились одной из самых пострадавших категорий в период пандемии. Многие проходили курсы реабилитации или групповые формы занятий. В период самоизоляции они оказались отрезаны от практического сопровождения. Поступило большое количество звонков от семей, где воспитывались дети-аутисты. В основе работы с детьми, как известно, лежат алгоритмы. Дети живут по своим шаблонам, нарушение которых ведет к дезадаптации и срыву, что и произошло в условиях карантина. Мы дистанционно их консультировали и в некоторых случаях были вынуждены назначать медикаментозное сопровождение, не обошлось и без госпитализации. При этом в период пандемии стоят пустыми загородные базы и детские лагеря. При соблюдении всех мер предосторожности, они могли бы стать на период карантина реабилитационными центрами. Дети бы получили необходимую поддержку, и учреждения были бы при работе. Это бы обеспечило поддержку работникам этих заведений, которые были распущены. Естественно, надо рассмотреть меры финансового сопровождения при поддержке государства.

Предложения в резолюцию:

1) Провести полный анализ сложившейся ситуации, чтобы понять, на каком уровне находится кризисная психология (в частности, детская), почему специалисты не смогли эффективно и своевременно реагировать и прогнозировать развитие ситуации.

2) Привлечь к решению вопросов заинтересованные структуры (педагогические, психологические, медицинские институты, МЧС) и разработать алгоритмы, лекции, вебинары по подростковой и детской кризисной психологии.

3) Осуществлять более активную реализацию программ профилактики эмоционального и профессионального выгорания специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, и их родителей.

4) Оценить работу учреждений в периоды самоизоляции с детьми с ОВЗ, особенно страдающих психическими нарушениями, которые получают групповые методы реабилитации и сопровождения. Продумать возможность использования закрытых учреждений под базы для работы с такими детьми (при поддержке государства на период пандемии).