Назад

Школа социального предпринимательства – проект под таким названием официально открылся в ЧГУ

 

 

 

Совместное начинание Благотворительного фонда «Дорога к дому» и Гуманитарного института ЧГУ – первая попытка в нашей области сосредоточить усилия на развитии совершенного нового, только еще формирующегося в нашей стране, но широко развитого в мире направления предпринимательских усилий.

Сами понятия «социальный предприниматель», «социальное предпринимательство» еще только получают статус терминов, в том числе, юридических. 11 сентября группа сенаторов инициировала поправки к проекту закона РФ «Об основах социального обслуживания населения», предложила внести в готовящийся закон понятия «социальный предприниматель» и «социальное предпринимательство». Вместе с тем, несмотря на новизну этого вида деятельности интерес к ней уже проявили Министерство экономического развития, крупнейшие фонды, общественные организации (в том числе «ОПОРА России»), банки и др. При этом развивается не только система грантовой поддержки социального предпринимательства, но и система беспроцентных ссуд и невозвратных кредитов под перспективные идеи в этой отрасли.

 

«По сути, социальное предпринимательство – это особый вид деятельности, предполагающий, что целью предпринимателя становится не генерирование прибыли, а решение социальных задач, точнее – конкретной социальной проблемы, – объясняет руководитель Школы со стороны ЧГУ, директор Гуманитарного института Александр Чернов. – Но с другой стороны, это не благотворительная деятельность, а именно предпринимательская, предполагающая, что тот или иной проект  работает на уровне самоокупаемости или с небольшой прибылью. Вот на этой грани и балансирует социальное предпринимательство, привлекая бизнес-модели для решения социальных задач, но сохраняя свое особое целеполагание. Механизмы здесь могут быть самые разные, но в связи с инновационностью этого вида деятельности, сформировавшихся и устоявшихся моделей, как в ряде стран, у нас пока нет. Каждый проект требует индивидуальных, под него «заточенных» решений». 

Для того чтобы потенциальным участникам были понятны цели и задачи проекта вчера в университете прошла официальная презентация, открытие школы, где перед собравшимися выступили организаторы, попутно отвечая на все вопросы. Директор Фонда «Дорога к дому» Марина Печникова рассказала о тех ресурсах и возможностях, которые может предоставить участникам проекта Фонд. Она же призвала активно искать приложение предпринимательской активности в сфере помощи детям и семьям в сложной жизненной ситуации. Профессор Александр Чернов подчеркнул, что сама природа  университета заставляет его быть социальным, а сложившиеся практики подготовки студентов  в Гуманитарном институте уже давно приняли проектный характер. Причем в последние годы подавляющее большинство разрабатываемых  проектов будущих пиарщиков, журналистов, социологов носит именно социальный характер, а часть из них прекрасно вписывается в идеологию социального предпринимательства. Детальный анализ состояния и перспектив социального предпринимательства в России провел в своем выступлении специально приехавший на открытие ведущий эксперт в области социального маркетинга и рекламы, директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway (Москва) Владимир Вайнер. Он подчеркнул, что Череповцу в этом отношении просто повезло, сложилась совершенно уникальная для страны ситуация, когда проект начинают реализовывать крупнейший благотворительный фонд региона и крупнейший университет. Эксперт отметил, что именно формат Школы социального предпринимательства сегодня рассматривается как наиболее актуальный Министерством экономического развития.

 

Организаторы Школа социального предпринимательства установили следующий регламент работы: до 30 сентября принимаются заявки (форма, бланки размещены на сайте ЧГУ и сайте Фонда «Дорога к дому»), с 1 октября в течение 10 дней экспертная комиссия оценивает перспективность заявок,  обоснованность, соответствие целям. В итоге отбираются 15-20 наиболее готовых к работе, и их авторы приглашаются на занятия в школу.

Учебный план предусматривает два основных вида занятий – аудиторный – небольшой объем лекций, мастер-классов, тренингов (в совокупности около 20 часов) по основным позициям проектной деятельности. Специалисты в области  PR, медиакоммуникаций, маркетинга, экономики и финансов помогут авторам проектов усовершенствовать свой замысел, превращая его в профессиональную полноценную заявку, которую можно будет подать либо в один из фондов по поддержке социального предпринимательства, либо принять участие в грантовых программах, либо попытаться непосредственно представить проект заинтересованному инвестору. С другой стороны организаторы Школы займутся подбором потенциальных фондов, инвесторов и т.д. под тот или иной проект. Организаторы рассчитывают, что к декабрю выпускники Школы будут иметь профессионального оформленный, обоснованный, имеющий большие шансы на успех бизнес-проект в области социального предпринимательства. Лучшие проекты будут обобщены в сборник кейсов, который планируется выпустить по итогам работы первого сезона Школы. Все занятия и консультации для прошедших отбор авторов проектов организаторы будут предоставлять бесплатно.

Пилотный проект «Школа социального предпринимательства» в Череповце стартовал. Приглашаем всех вологжан принять в нем участие!

В. Вайнер ведет первый мастер-класс для участников школы социального предпринимательства

Сюжет подготовлен студентами кафедры связей с общественностью, журналистики и рекламы