Назад

Студенты с ОВЗ оценивают возможности дистанционного обучения

Карантин – непростое время, когда появилась необходимость быстро освоить те технологии, потребность в которых назрела уже давно. И сегодня мы представляем мнение о дистанционном обучении тех студентов, чьи возможности здоровья ограничены. Именно они, как никто другой, могут четко выделить как плюсы, так и минусы данной формы образования.
 
Анна Х.:
«Пандемия сделала нас всех равными. Не на словах, а на деле. Теперь мы все сидим дома, и иного способа учиться, кроме как учиться дома, теперь нет ни у кого. Все сидят по домам, все зависимы от стабильности интернета, все маломобильны. И теперь правила обучения, которые нужно было соблюдать только для нас, теперь нужно соблюдать для всех. Вот это настоящий инклюзив». 
 
Юля С.:
«Существуют ли "+" в процессе дистанционного обучения? Безусловно. 1) Не нужно тратить время на дорогу до университета. 2) Улучшился режим питания. 3) Больше времени и внимания уделяешь близким и родным.  
 
Мария И.:
«Дистанционное обучение позволило распланировать свое время, распределить нагрузку. В режиме дистанционного обучения были хороши варианты видео-конференций и альтернативные варианты работы».
 
Марк Е.:
«Психологически уже привык к занятиям в дистанционном формате. Хотел бы отметить, что, несмотря на введение платформы «Microsoft Teams», некоторые предметы мы сдавали «по старинке», отправляя задания на e-mail, а не размещая их на платформе. Впрочем, что в этом плохого? Сама платформа «Teams» хорошая, т.к. для входа на нее требуется стандартный пароль. Задания размещаются оперативно. Хотя иногда на стороне пользователей бывают проблемы со связью, из-за чего они вылетают из конференции и обратно зайти не могут».
 
Дмитрий В.: 
«Удобно то, что теперь все материалы в электронном виде: лекции, электронная доска, записи занятий. Это намного удобнее, чем в аудитории, где из-за плохого зрения я мог просто не разглядеть что-то важное.
Отмечу, что теперь ожидания от портала университета намного выше: нужна особая, простая логика и четкие инструкции. Если нет четкой инструкции, то рискуешь пропустить тесты, задания. Ну и второй минус: интернет. Я сейчас живу в частном доме, интернет работает через мобильное соединение. Скорости, вроде бы, хватает, но бывают частые сбои в лекциях. Приходится пропускать какой-либо фрагмент. В целом: неплохо. Но есть опасения, что дистанционная сессия – это не есть хорошо».
 
Аня Г.: 
«Для меня, как человека с инвалидностью, можно отметить явные плюсы. 
1. Возможность обучаться в любое время. Я, обучаясь дистанционно, могу самостоятельно решать, когда и сколько времени уделять на изучение материала. Получив задание, я сама строю свой индивидуальный график обучения. Исходя из своего самочувствия и физического состояния, планирую свою работу. 
2. Возможность обучаться в своем темпе. Учась дистанционно, не нужно беспокоиться, что отстану по изучаемым темам от своих однокурсников. Всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции, перечитать переписку с преподавателем, чтобы уточнить, вспомнить или повторить сложный материал. 
3. Возможность обучаться в любом месте. Я могу учиться, не выходя из дома – и это очень большой плюс. Чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение – несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями здоровья. 
4. Мобильность. Связь с преподавателями осуществляется разными способами: как online, так и offline. Проконсультироваться с преподавателем с помощью электронной почты иногда эффективнее и быстрее, чем назначить личную встречу при очном обучении. Только, к сожалению, не все преподаватели открыты в этом плане.
5. Доступность учебных материалов. На дистанционном обучении нет проблем с учебниками, методичками. Все материалы доступны.
6. Обучение в спокойной обстановке. При дистанционном обучении у меня меньше поводов для волнения перед встречей с преподавателями на конференциях, семинарах, контрольных и практических выступлениях. Исключается возможность субъективной оценки: на систему, проверяющую правильность ответов на вопросы теста, не повлияет успеваемость студента по другим предметам, его общественный статус и другие факторы.
Но есть и минусы.
1. Самостоятельное обучение. Практически весь учебный материал нужно осваивать самостоятельно. Но самый главный минус при самостоятельном изучении тем – это иногда не очень понятно изложенный материал на некоторых указанных ссылках и онлайн-площадках. И наша такая самостоятельность может привести к закреплению неверных навыков, не правильно понятым выводам, упущению важных акцентов в материалах и т.д.
2. Отсутствие коммуникации. При дистанционном обучении личный контакт студентов друг с другом и с преподавателями исключен. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.
3. Недостаток практических знаний. Обучение, предполагающее большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим учителям «живой» практики. «Практика» на удаленке – не очень понятная идея. Потому что практика подразумевает непосредственное взаимодействие с живыми учениками, учителями, психологами и т.д.
4. Влияние на здоровье. Постоянное нахождение перед мониторами компьютера – огромная нагрузка на глаза».
 
Михаил В.: 
«Спасибо огромное университету за предоставление новых дистанционных возможностей – участие в онлайн-лекциях на платформе «Тимс» и других платформах. Это для студентов с ограниченными возможностями очень удобный формат. 
Во-первых, очень много отличного учебного материала, и ты, как и все остальные, онлайн можешь его усваивать!!! (этого у студентов заочников с ограниченными возможностями не было, а заочниками они стали, в т.ч. и по состоянию здоровья, т.к. очно учиться здоровье не позволяет). 
Во-вторых, лекция, слайды, видео – все есть в записи и по ссылкам можно и нужно возвращаться к учебным материалам не один раз – очень помогает все усвоить и запомнить.
В-третьих, на платформе «Тимс» очень удобно общаться с тьютором и преподавателями – просто им пишешь, и тебе очень оперативно отвечают. А в обычное время надо звонить и искать, это неудобно и для студентов с ограниченными возможностями, и для преподавателей. 
Было бы здорово попробовать сдавать зачеты и экзамены в дистанционных, удобных форматах, можно и на платформе «Тимс», в формате диалога по всем вопросам экзамена, так очень хорошо видны пробелы или ошибки, допущенные студентами в освоении учебной дисциплины, и преподаватель может в диалоге направить студента – это очень повышает уровень усвоение материала. 
Дистанционое образование в формате онлайн-занятий или лекций в записи или просто электронных учебников или учебных видео – это ОЧЕНЬ НУЖНЫЙ И НЕОБХОДИМЫЙ ФОРМАТ для студентов с ограниченными возможностями (БОЛЕЮЩИХ ЛЮДЕЙ!) не только в период пандемии, но и в обычной жизни. 
Очень надеемся, что данный формат будет доступен и после карантина, и верим, что дистанционное обучение для студентов с ограниченными возможностями ждет бурное и качественное развитие. 
Есть удивительные преподаватели в каждом вузе это профессионалы с большой буквы, увлеченные своим предметов и жаждущие и умеющие передать свои знания студентам с помощью видеозаписи, есть возможность передать их опыт и знания большему количеству студентов-потомков. 
ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ, чтобы стали доступны квалифицированные лекции по всем специальным предметам высшей школы. Очень надеемся на скорейшее дальнейшее развитие дистанционных обучающих технологий для высшей школы для студентов с ограниченными возможностями. Этому способствует и законодательная база».
 
Алёна Б.: 
«В нашем университете есть уникальная платформа «ТИМС», на которой мы успешно продолжаем обучение, находясь в разных уголках нашей планеты. Как студентка, не имеющая зрения, хочу сказать, что данная платформа удобна в работе, она замечательно читается в мобильном приложении. Особо хочу отметить тот факт, что эта платформа хорошо озвучивается специализированной программой, которой пользуются студенты, имеющие полную потерю зрения. Хочу выразить огромную благодарность и сказать огромное спасибо всем сотрудникам Центра поддержки студентов с инвалидностью за их помощь в обучении. Я очень довольна обучением в вузе. Также я готова помочь в создании и поиске программ, с помощью которых студенты, имеющие полную потерю зрения, беспрепятственно смогут создавать электронные таблицы, презентации».