Череповецкий государственный университет
Кафедра истории и философии
"Historia provinciae – журнал региональной истории"
Череповецкое отделение Российского общества интеллектуальной истории
приглашают
19 мая 2022 г. в 11.50 на открытую лекцию Ю.А. Сафроновой «Воображая социализм: практики чтения поколения 1870-х гг.» и в 13.30 на Мастерскую историка (ауд. 201).
Юлия Александровна Сафронова
Выпускница Череповецкого государственного университета (2006) и Европейского университета в Санкт-Петербурге (2009). В 2010 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Восприятие народовольческого террора в русском обществе. 1879–1881 гг.». В 2014 году была удостоена премии правительства Санкт-Петербурга имени Е.Р. Дашковой в области гуманитарных и общественных наук (для молодых ученых в возрасте до 35 лет).
Автор книг: «Екатерина Юрьевская. Роман в письмах», «Русское общество в зеркале революционного террора. 1879-1881 годы» и учебного пособия «Историческая память: введение».
С 2017 до 2021 год была деканом факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге, в настоящее время работает там же доцентом.
Лекция «Воображая социализм: практики чтения поколения 1870-х гг.»
В 1986 г. Роберт Дарнтон опубликовал статью «Первые шаги по направлению к истории чтения», которая стала манифестом нового исследовательского направления. В ней он писал о необходимости изучать чтение как практику, имеющую историческое измерение. Хотя сегодня никто не сомневается, что у чтения есть собственная история, многие проекты по-прежнему сталкиваются с проблемой, яснее всего осознанной теоретиками рецептивной эстетики: сложностью перехода от широкой картины практик чтения определенной исторической эпохи к опыту взаимодействия с текстом индивидуального читателя.
В лекции будет представлена попытка разрешить эту проблему через исследование практик чтения революционной молодежи 1870-х гг. Бен Эклоф и Татьяна Сабурова определили эту когорту как поколение 1870-х, которое, кроме общей судьбы, объединяют репертуар чтения и нормативные представления о чтении как инструменте саморазвития. Представители поколения 1870-х гг. являются парадигматическим случаем читательского сообщества, как его описывал один из представителей рецептивной эстетики Стэнли Фиш. В то же время историография революционного народничества построена вокруг идеи исключительного влияния текстов и книг на развитие движения и его характер. Анализ читательских дневников представителей поколения 1870-х позволяет увидеть соотношение индивидуального чтения с нормами, предписываемыми читателю сообществом, в которые он/она включены, а также усложнить картину чтения представителей народнического движения в сравнении с тем, как она описана в историографии.
Лекция и Мастерская историка пройдут в 201 ауд. (Советский, 8).