Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Уважаемые студенты!

Вашему вниманию представлен перечень общеуниверситетских курсов
на первый семестр 2019-2020 учебного года

Общеуниверситетский курс предназначен для расширения Ваших образовательных возможностей
и получения дополнительных компетенций, необходимых в профессиональной деятельности.

Каждый студент должен обязательно записаться на один общеуниверситетский курс,
самостоятельно выбрав его для изучения.

Электронная запись на общеуниверситетский курс будет доступна
с 11.02.2019 по 22.02.2019.

Обращаем ваше внимание, что курс состоится, если на него запишется не менее 20 человек.

По вопросам организации курсов вы можете обращаться по телефону 55-65-28, электронной почте poli-smelkova@mail.ru – конт. лицо Полина Евгеньевна Смелкова.

Для Вашего удобства мы подготовили алгоритм онлайн-записи на общеуниверситетский курс

Алгоритм записи студентов на общеуниверситетский курс

1. Перейти на сайт: https://edu.chsu.ru/portal, ввести свой логин и пароль.
2. Студент имеет право выбрать любой курс из каталога общеуниверситетских курсов по собственному усмотрению (ознакомиться с каталогом курсов можно в меню слева, кликнув по вкладке «Рекомендуемые курсы»).
Примечание: Студент может выбрать любой курс, не относящийся к институту, в котором он учится.
3. Для подтверждения выбора нужно кликнуть на кнопку «Записаться на курс», ввести электронную почту и выбрать кнопку «Продолжить».
4. Курс признаётся состоявшимся при условии записи на него не менее 20 студентов. Максимальное число слушателей устанавливается организатором курса.
5. Вы можете самостоятельно изменить выбор курса до 22.02.2019 включительно. Для этого нужно выбрать курс, который бы вы хотели посещать и кликнуть на кнопку «Записаться на курс». Далее появится объявление с информацией о том, что Ваша подписка на предыдущий курс будет снята.Если Вы уверены в том, что хотите сменить курс, то вводите электронную почту и выбираете кнопку «Продолжить».

Общеуниверситетские курсы по выбору на 2019-2020 учебный год

Преподаватель

Название курса

Аннотация

1.

Максимов Андрей Владимирович,
доктор физико-математических наук, профессор,
зав. кафедрой физики
(кафедра физики)

Основы космологиии эволюции Вселенной

Цель данного курса – ознакомить студентов с базовыми понятиями современной астрофизики, основными этапами процесса превращения традиционной оптической астрономии во всевол­новую и изменения её предметной области, средств и методов исследования, её основными достижениями и проблемами, выделения из астрофизики не только ряда дочерних наук, но и даже к рождению новых, тесно с ней связанных, в т.ч. космологии, которая привела к коренному изменению представлений о Вселенной.

Будут рассмотрены важнейшие понятия астрономии и особенности работы астрономов и их приборов о том, как выглядят на карте звездного неба созвездия – знаки зодиака, какие объекты изучения можно увидеть в оптический и орбитальный космический телескоп – планеты, звёзды, галактики, как открывают очень далёкие экзопланеты и чёрные дыры; и том, что почему нельзя зарегистрировать стандартными физическими приборами темную материю и тёмную энергию.

Студенты узнают, что такое звёздные величины и спектры, и как из наблюдений можно узнать возраст, расстояние, химический состав и физические свойства небесных объектов. Будут рассмотрены вопросы строения и эволюции звёзд – как они устроены, почему звёзды не взрываются (а иногда и взрываются!), почему не сжимаются (а порою сжимаются в чёрную дыру!), за счёт чего звёзды излучают свет, как рождаются, как умирают и как «живут после смерти». Речь пойдёт также и о межзвездных молекулах, звёздных скоплениях, о строении, прошлом и будущем нашей Галактики и Вселенной в целом.

2.

Зуев Андрей
Николаевич,
кандидат технических наук,
и.о. зав. кафедрой информационной безопасности
(кафедра информационной безопасности)

Основы информационной безопасности

В последнее десятилетие произошёл колоссальный скачок в развитии компьютерных технологий. Однако эти же технологии открыли хакерам новые пути для атак.

Сейчас как никогда раньше всем пользователям важно знать об угрозах IT-безопасности и способах защиты от них. Об этом вы и узнаете на курсе «Основы информационной безопасности».
Данный курс содержит массу полезных сведений, которые помогут пользователям выбрать оптимальные пути защиты персональной и конфиденциальной информации, а также уберечь свои компьютеры и мобильные устройства от вирусов, вредоносных атак и других угроз.

На курсе будут рассматриваться следующие вопросы:
- спектр и характер актуальных рисков информационной безопасности;
- простые способы защиты конфиденциальной и персональной информации без лишних затрат;
- удобные в использовании продукты, способные существенно повысить информационную безопасность пользователя.

3.

Стародубцев Денис Евгеньевич,
старший преподаватель (кафедра информационной безопасности)

Школа молодого криптографа

На протяжении всей своей истории человек испытывал потребность в шифровке той или иной информации. Из этой потребности выросла целая наука — криптография. Если раньше криптография по большей части служила исключительно государственным интересам, то с приходом интернета её методы стали достоянием частных лиц и широко используются не только хакерами, но и любыми лицами, желающими в той или иной степени зашифровать свои данные в сети.

Курс включает серию лекций о криптографии и методах.

4.

Парыгина Светлана Александровна,
кандидат психологических наук,
доцент
(кафедра математики и информатики)

Загадки и парадоксы теории вероятностей и математической статистики

Курс «Загадки и парадоксы теории вероятностейи математической статистики» предназначен для изучения основных понятий и методов теории вероятностейи математической статистики в нестандартной, практико-ориентированной форме. Предлагаемые определенияили утверждения будут проиллюстрированы экспериментально и/или смоделированы (например, модель ситуации, характерной для статистического определения вероятности, с помощьюЗакона статистической устойчивости; просмотр фрагмента фильма «Двадцать одно» и разбор смысла парадокса Монти Холла; иллюстрация Центральной предельной теоремы как одного из основных законов теории вероятностей с помощью доски Гальтона; моделирование реальной экспериментальной ситуации и обработка полученных статистических данных и др.).

Полученные знания позволят повысить как общую математическую культуру студентов, так и культуру обработки экспериментальных данных. Это даст возможность улучшить качество написания всех видов работ, требующих обработки экспериментальных данных, как то: написание научных статей, курсовых работ, выпускной квалификационной работы, участие в научных проектах и др.

5.

Солодянкина Ольга
Юрьевна,
доктор исторических наук, доцент
(кафедра истории и философии)

Взаимодействие народов и культур: исторический опыт и современность

Теории различия культур и культурного взаимодействия между народами. Взаимодействие культур и культурная трансформация как форма глобализационного процесса. Возрастание социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей.

Почему важен этот курс: Расширение взаимодействия культур и народов делает особенно актуальным вопрос о культурной самобытности и культурных различиях. Культурное многообразие современного человечества увеличивается,и составляющие его народы находят всё больше средств, чтобы сохранять и развивать свою целостность и культурный облик. В контексте этих тенденций общественного развития становится чрезвычайно важным уметь определять культурные особенности народов, чтобы понять друг друга и добиться взаимного признания.

6.

Касаткина Светлана Сергеевна,
кандидат философских наук,
доцент
(кафедра истории и философии)

Урбанистика

Курс «Урбанистика» включает в себя историю развития городов, понятия современной урбанистики, вопросы формирования городской среды и архитектуры городских сооружений, представления о роли городов в системах расселения, о разновидностях городского пространства, о системе городских территорий, о средствах формирования городской среды, о философском видении города и принципах его развития.

7.

Егоров Андрей
Николаевич,
доктор исторических наук, доцент,
зав. кафедрой истории и философии
(кафедра истории и философии)

История российского парламентаризма

Цель курса «История российского парламентаризма» заключается в ознакомлении студентов с основными этапами развития российского парламентаризма. В рамках курса будут рассмотрены следующие темы: зарождение конституционных идей в России в XIX веке; борьба российского общества за создание парламента в начале ХХ века; Манифест 17 октября 1905 г. и рождение российского парламентаризма; первые Государственные думы; избирательные практики в дореволюционной России; выборы в Государственные думы на Европейском Севере России; третьеиюньская политическая система; парламентаризм и реформы П.А. Столыпина; политические процессы в России в годы Первой мировой войны; образование Прогрессивного блока в IV Государственной думе и его роль в подготовке Февральской революции; Государственная дума и Февральская революция; судьба всероссийского Учредительного собрания; восстановление парламентаризма в современной России; Государственная дума Российской Федерации и ее место в политической системе современной России.

8.

Смирнова Ольга Вениаминовна,
кандидат философских наук, профессор
(кафедра истории и философии)

Философские проблемы
научно-технического развития

Целью дисциплины «Философские проблемы научно-технического развития» является анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающихв науке и технике на современном этапе развития.

Содержание дисциплины:

Научно-технический прогресс, научно-техническая революция: понятие, сущность, основные этапы. Социальные последствия НТП. Влияние научно-технического развития на тип социальной организации. Техника как социальное явление и компонент социальной системы. Техника и культура.

Научно-техническая политика и проблема управления научно-тех­ническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций.

Концепции устойчивого развития и ограниченность прогнозирования научно-технического прогресса. Научная рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса.

Проблемы гуманизации и экологизации современной техники. Глобализация. Общий кризис современной техногенной цивилизации: проявления, причины, пути преодоления. Мир техники и будущее человечества.

9.

Колокольчикова Римма Станиславовна,
доктор исторических наук,
доцент
(кафедра истории и философии)

Эпоха дворцовых переворотов.
1725 – 1762 гг.

Время после смерти Петра I и до воцарения Екатерины II относится к числу наиболее захватывающих страниц истории Российского государства, вызывавших интерес у потомков. Редкий из родов дворянской элиты XVIII века не испытал на себе превратностей политического развития страны в тот период. Однако дореволюционная и советская историография должного внимания изучению послепетровского общества и государства по идеологическим соображениям не уделяли. Только в последние десятилетия XX в. – в начале XXI в. данный период отечественной истории вызвал повышенный интерес у историков. Появилась целая серия монографических работ историко-биографического жанра, посвящённая изучению внутреннейи внешней политики монархов и «временщиков», исследованию «переворотных ситуаций», судьбы петровских преобразований и начинаний в «эпоху дворцовых переворотов», роли гвардии в дворцовых переворотах и т.п.

Предлагаемый курс ставит своей целью реконструировать историю Российского государства в эпоху дворцовых переворотов на основе новейших достижений историографии данного периода отечественной истории.

10.

Балюшина Юлия
Львовна,
кандидат философских наук
(кафедра истории и философии)

Тайм-менеджмент: основы эффективного управления временем

Курс «Тайм-менеджмент: основы эффективного управления временем» ориентирован на широкий круг обучающихся, желающих повысить свою персональную эффективность.

В процессе изучения курса будут рассмотрены следующие темы:

Тема 1. Сущность тайм-менеджмента. Типы тайм-менеджмента.

Тема 2. Личность и время. Философия времени. Время, виды времени. Особенности времени как ресурса.

Тема 3. Целеполагание. Основные понятия и определения целеполагания. Проактивный и реактивный подходы к жизни: определение, различия, значимость для целедостижения. Цели и ключевые области жизни. Карта ключевых областей жизни.

Тема 4. Планирование и постановка задач. Понятиеи значение планирования. Контекстное и долгосрочное планирование. Понятие, значение и техника контекстного планирования. Принципы и правила планирования времени. «Золотые» пропорции планирования времени.

Тема 5. Приоритеты. Методы расстановки приоритетов. Расстановка приоритетов: понятие, сущность, значение. Основные способы и методы расстановки приоритетов.

Тема 6. Самомотивация. Распределение рабочей нагрузки. Мотивация и самомотивация: понятие, сущность значение. Рабочая нагрузка и ее грамотное распределение.

11.

Алексеева Надежда Викторовна,
кандидат исторических наук,
доцент
(кафедра истории и философии)

Русский Север: природа, история, культура

Русский Север разделён на автономные республики, области, округа. Чаще всего историки углублённо изучают только свой край. Данный курс ориентирован на рассмотрение всей территории Русского Севера от Вологодчины до Поморья как специфического геополитического, экономического и культурного пространства, сформировавшегося в экстремальных географических и климатических условиях на окраинах Руси-России, в тесной взаимосвязи с местным, автохтонным населением.

Логика курса подразумевает изложение материала в исторической ретроспективе: со времени упоминанияв источниках первых славянских переселенцев на данной территории до сегодняшнего дня с анализом формирования местных особенностей в истории и культуре населения Поморья, Карелии, северо-востока и северо-запада нынешней Вологодской области, включая г. Череповец.

12.

Птицын Игорь Александрович,
кандидат филологических наук,
доцент
(кафедра отечественной филологии и прикладных коммуникаций)

Литература на экране

Для знакомства с основами киноискусства выбраны фильмы-экранизации литературных произведений («Пролетая над гнездом кукушки» – режиссёр Милош Форман, «Властелин колец» – режиссёр Питер Джексон, «Летят журавли» – режиссёр Михаил Калатозов, «Анна Каренина» Александра Зархи и «Анна Каренина» Джо Райта и др.).

Задачи курса: заинтересовать студентов миром кино, расширить их кругозор, общую и эстетическую культуру, способствовать развитию критического мышления, становлению устойчивых зрительских интересов в области кинематографа; познакомить студентов с основами киноискусства, показать, что кинематограф – самостоятельный синтетический вид искусства; создать условия для формирования у студентов навыков зрительской культуры, включающей в себя аналитические умения и навыки, критический подход, творческое восприятие.

13.

Трубицына Мария
Юрьевна,
кандидат филологических наук,
доцент
(кафедра отечественной филологии и прикладных коммуникаций)

Библейские образы в русской литературе

Особое место в истории мировой культуры занимает Библия – собрание священных книг христианства. Библия вызвала к жизни бесчисленное множество других книг, где живут её идеи и образы: переводы, переложения, произведения искусства. Русская литература от древности до современности также связана с Библией, опирается на её нравственные и художественные ценности. Курс «Библейские образы в русской литературе» посвящён выявлению важнейших библейских сюжетов, образов, мотивов, которые нашли отражение в художественных текстах, начиная с периода Древней Руси (ХI – ХVII вв.), на протяжении всех этапов развития русской литературы: ХVIII, ХIХ, ХХ вв. В процессе изучения курса рассматриваются основные понятия христианской культуры: Библия, храм, святость, икона, молитва, православный праздник, паломничество, монастырь, чудо. Подобный подход позволяет раскрыть новые смысловые грани русской классической литературы, расширить и углубить знанияв областимировой духовной культуры.

14.

Минец Диана
Владимировна,
кандидат филологических наук, доцент
(кафедра отечественной филологии и прикладных коммуникаций)

Гендер и культура

Междисциплинарный курс «Гендер и культура» ставит своей целью актуализировать представления о «мужском» и «женском» в культуре, сформировать у студентов современные представления о гендере, гендерной системе и перспективах гендерного развития. В рамках курса рассматриваются вопросы гендера в целом: что такое маскулинность и феминность,как различается понимание гендера в разных культурах, какие гендерные стереотипы требуют переосмысления, как гендер перекликается с понятием сексуальности, социального класса, расовой принадлежности, как он соотносится с возрастом, национальностью, религией; подробно освещается роль и место гендера в культуре, анализируется специфика gender- и women’s studies в западной научной мысли в аспекте массовой культурыи визуальных репрезентаций (гендерные стереотипы культуры; «женские жанры» в культуре; женщина как субъект визуальной культуры).

Отдельный блок курса посвящён лингвистическим гендерным исследованиям. Заключительные занятия курса посвящены приоритетным задачам компьютерной лингвистикии автоматическому определению пола.

15.

Арюхина Елена
Геннадьевна,
кандидат филологических наук,
доцент
(кафедра иностранных языков)

Второй иностранный язык для деловой коммуникации
(английский)

(уровни: начальный, продвинутый)

Интернализация и глобализация экономики привелик возникновению единой взаимосвязанной системы. Россия неизбежно вовлекается в единое мировое экономическое пространство, в связи с чем, меняются требования к выпускникам вузов. Успех современного бизнеса часто определяется эффективностью международных контактов. В такой ситуации знание одного иностранного языка является недостаточным.

Английский язык – иностранный язык № 1 в мире. Это язык делового общения, науки, туризма. Знание английского языка становится обязательным условием для успешной карьеры современного специалиста.

16.

Межецкая Галина
Николаевна,
кандидат филологических наук,
доцент,
зав. кафедрой иностранных языков
(кафедра иностранных языков)

Второй иностранный язык для деловой коммуникации
(немецкий)

(уровни: начальный, продвинутый)

Интернализация и глобализация экономики привели к возникновению единой взаимосвязанной системы. Россия неизбежно вовлекается в единое мировое экономическое пространство, в связи с чем, меняются требования к выпускникам вузов. Успех современного бизнеса часто определяется эффективностью международных контактов. В такой ситуации знание одного иностранного языка является недостаточным.

Немецкий язык считается приоритетным языком общения в европейских странах. Общение на немецком языке с немецкоязычными партнёрами улучшает деловые отношения, повышает эффективность коммуникации, а тем самым шансы на успех. Со знанием немецкого языка вам будет проще найти работу в филиале немецкой компании в России. Немецкий – второй по значимости язык науки. Германия занимает третье место в мире по вкладу в научно-исследовательские разработки и выделяет стипендии на исследования зарубежным учёным. Германия предоставляет студентам большое количество стипендий на учёбу в Германии. Выучить немецкий язык – значит приобрести навык, который поможет вам улучшить качество жизни,как в профессиональной, так и в личной сфере.

17.

Чистякова Вера
Васильевна,
кандидат педагогических наук,
доцент
(кафедра иностранных языков)

Публичное выступление на иностранном языке (английском)

Курс «Публичное выступление на иностранном языке (английском)» предназначен для студентов, желающих совершенствовать навыки публичной речи на английском языке и /или справиться со скованностью в ходе общения. Занятия проводятся на русском и английском языках, поэтому для участия требуется уровень владения английским языком не ниже базового.

Основная часть курса – практические занятия: работанад артикуляцией, практика устных выступлений.

Содержание курса:

- Отработка правильной артикуляции и публичное произнесение.

- Планирование выступления: анализ аудитории, постановка цели, определение и развитие главной идеи.

- Структура выступления: с чего начать, как закончить, как организовать основную часть выступления, какие фразы использовать во вступлении, основной части и заключении, как выражать и доказывать свое мнение. Подготовленный и спонтанный ответ на вопросы аудитории.

- Эффективные риторические фигуры английской публичной речи.

- Средства визуальной поддержки: доска и мел, флипчарт и пр.

- Практика публичных выступлений (информационных, убеждающих, демонстрационных, протокольно-этикетных и др.).

18.

Антонова Злата Владимировна,
кандидат филологических наук,
доцент
(кафедра иностранных языков)

Письменная научная речь на английском языке

Цель курса «Письменная научная речь на английском языке» заключается в обучении студентов основам английской письменной научной речи (написание аннотаций, эссе).

Знания, полученные в процессе изучения материала данного курса, важны для тех студентов, которые продолжат обучение в магистратуре.

19.

Пахолкова Татьяна Васильевна,
кандидат филологических наук,
доцент
(кафедра иностранных языков)

Углублённый курс перевода

Цель дисциплины «Углублённый курс перевода»: знакомство студентов со стандартами письменного перевода, с некоторыми частными проблемами перевода с английского (немецкого) языка на русский, а также с видами, жанрами текстов, основными переводческими стратегиями.

Содержание дисциплины:

- Стандарты на письменный перевод.

- Предпереводческий анализ текста.

- Особенности перевода разных типов текстов: научных и научно- популярных, инструкций, законодательных, газетно-журнальных, энциклопедических, рекламных, религиозных, траурных, мемуарных, интернет-текстов.

- Специализированный письменный перевод в различных сферах: лингвистика, история, медицина, биология, экология, экономика, юриспруденция, искусство, философия.

- Анализ результатов перевода.

- Проблемы оценки качества перевода.

20.

Иванова Елена
Михайловна,
кандидат филологических наук,
доцент
(кафедра связей с общественностью, журналистики и рекламы)

Мастерство публичного выступления

Речь является визитной карточкой любого человека. «Заговори, чтобы я мог узнать тебя», – формулировали в Древней Греции. Не случайно ещё Аристотель отмечал, что «дар речи имеет характер всеобщности и находит себе применение при самых разнообразных случаях» и что риторика «обнимает все сферы человеческой жизни». Сегодня, в условиях информационного общества, спрос на риторические знания, умения, ценности и творчество огромен как никогда.

Предлагаемый курс познакомит слушателейс последовательностью и содержаниемосновных этаповподготовки публичного выступления, научит приёмам оценки (прогнозирования) аудитории, а также способам создания современного, убедительного, эффективного слова, которое рождается в чётком соотношении целей и условий общения, определяющим основы современной коммуникации в целом.

Общая цель курса: формирование успешного речевого поведения студентов на основе овладения теоретическими и практическими основами мастерства публичного выступления.

21.

Кожевников Александр
Вячеславович,
кандидат технических наук,
доцент
(кафедра электроэнергетики и электротехники)

Компетенции будущего

Задача курса «Компетенции будущего» – понять себя и своё место в быстроизменяющемся глобальном мире. Где работать, кем стать, чем заниматься, как меняется мир вокруг нас, и можем ли мы изменить его сами, ответы на эти вопросы и попытаемся вместе разобрать.

Студенты познакомятся с основаниями и логикой трансформаций университетского образования во всём мире, его глобализации, новой технологической платформой идущей промышленной революции. Узнают, какие компетенции нужны людям сейчас и в будущем и как высшее образование может их обеспечить, изучив современные тренды и трансформации ключевых секторов знаний, влияние этих процессов на общество. Обсудим проблемы исчезающих профессий и новые секторы занятости. Что нужно знать и уметь в новом «сложном» обществе? Чем отличается экономика умений от экономики знаний? Обсудим, как правильно не отвечать на вопросы, а задавать их. Рассмотрим подготовку специалистов в контексте регионализации нашей страны, как сделать комфортной жизнь в наших городах.

22.

Николаев Василий
Васильевич,
кандидат педагогических наук,
доцент
(кафедра транспортных средств и техносферной безопасности)

Эксплуатация, диагностика
и сервисное обслуживание
легковых автомобилей

Данный курс будет полезен начинающим водителям легковых автомобилей, а также тем, кто собирается получать водительские удостоверения.

Слушатели на доступном уровне узнают об особенностях эксплуатации современного легкового автомобиля, необходимых мероприятиях по его техническому обслуживанию, позволяющих обеспечить исправность и бесперебойность работы своего транспортного средства.

Также в курсе рассматриваются вопросы сервисного обслуживания легкового автомобиля в сервисных центрах и различных типах СТО.

На практических занятиях изучаются действия водителя направленные на выполнение требований к эксплуатации автомобиля, обращение в автосервис, подготовку к прохождению технического осмотра автомобиля и др.

23.

Шестакова Елена Александровна,
кандидат технических наук,
доцент
(кафедра транспортных средств и техносферной безопасности)

Защита в чрезвычайных ситуациях

Содержание курса:

- разработка и реализация мер защиты человека и среды обитания от негативных последствий ЧС;

- прогнозирование ЧС;

- обеспечение устойчивости объектов и технических систем в ЧС;

- принятие решений по защите производственного персонала и населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, применении современных средств поражения;

- предотвращение, локализация ЧС и ликвидация их последствий.

24.

Кочнев Александр
Олегович,
кандидат педагогических наук,
доцент
(кафедра транспортных средств и техносферной безопасности)

Практические навыки оказания первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях

Курс «Практические навыки оказания первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях» предназначен для всех категорий слушателей. Курс позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний, активизировать познавательную деятельность в области углубления знаний обучающихся о здоровом образе жизни, сохранении здоровья, оказания медицинской помощи в экстремальных чрезвычайных ситуациях.

На практических занятиях слушатели самостоятельно проводят реанимацию, применяют медицинские навыкина практике.

25.

Кузнецова Юлия
Сергеевна,
старший преподаватель
(кафедра химических технологий)

Химия и жизнь

Курс «Химия и жизнь» включает в себя изучение влияния химии на разные сферы деятельности человека. Рассматривается применение различных химических веществ в повседневной жизни человека, роли химии в решении жизненно важных вопросов, позволяющих осознать процессы в окружающем нас мире. Особое внимание уделяется применению полученных знаний в повседневной жизни человека.

Разделы курса:

1. Всё о пище с точки зрения химика (продукты полезные и вредные; роль и влияние воды на жизнь человека; витамины; расчёты калорийности продуктов; расчёты при приготовлении растворов для домашних заготовок).

2. Бытовая химия – полезная и не очень (состав косметических средств; мыло жидкое и твёрдое; выведение различных пятен).

3. Химия и автомобиль (коррозионные процессы в автомобиле; автомобильное топливо; токсичные вещества выхлопных газов; жидкость для омывания стёкол в зимний период).

4. Химия в сельском хозяйстве (состав почвы; питательные вещества для растений; пестициды и наше здоровье).

26.

Хромов Владимир
Вячеславович,
кандидат психологических наук,
доцент
(кафедра психологии)

Психология социальной коммуникации

Цель курса «Психология социальной коммуникации» – изучение психологических аспектов коммуникации в межличностном взаимодействии и развитие у студентов умений выстраивать успешную коммуникацию с другими людьми.

В курсе рассматриваются такие вопросы, как психологическая характеристика вербальных и невербальных средств коммуникации, особенности восприятия и понимания человека человеком, лидерство и подчинение, факторы возникновения эмоциональной аттракции (симпатии), психологические методы и приёмы воздействия на других людей.

Курс включает в себя практикум по осознанию и пониманию студентом своих личностных особенностей как субъекта межличностной коммуникации, позволяет на этой основе повысить уровень своей коммуникативной компетентности.

27.

Перченко Елена
Леонидовна,
кандидат психологических наук,
доцент
(кафедра психологии)

Психология уникальности

Психология уникальности – раздел науки о закономерностях психического варьирования. В рамках дисциплины рассматриваются: теоретические и методологические основы описания и объяснения систематических индивидуальных различий, исследования структуры и генеза личности и интеллекта, структуры индивидуально-психологических особенностей человека, роль средовых и генетических факторовв их происхождении.

Студенты овладеют знаниями для критического анализа теорий личности и объяснения дифференциации индивидуальных особенностей психики, своего влияния на отношения с другими людьми; а также, системой представлений, позволяющей применять психологические закономерности для анализа отдельных конкретных случаев.

28.

Табунов Иван
Александрович,
старший преподаватель
(кафедра психологии)

Психология массовых коммуникаций

Курс «Психология массовых коммуникаций» нужен для студентов, которые хотят узнать современные теории массовой коммуникации, разобраться в системе социальных коммуникаций и научиться управлять большими группами людей. Также курс заинтересует студентов, желающих узнать особенности функционирования СМИ как важнейшего вида массовой коммуникации в современном обществе.

Разделы курса:

1.Теория коммуникации.

2.Коммуникативный процесс и его структура.

3.Модели массовой коммуникации.

4.Психология СМИ как агентов массовой коммуникации.

29.

Гарт Марина
Аарисовна,
кандидат педагогических наук,
доцент
(кафедра профессионального и технического образования)

Траектории технического
и художественного творчества

Курс «Траектории технического и художественного творчества» направлен на:

- развитие творческого потенциала студентов средствами художественного творчества;

- формирование прикладных умений и навыков;

- воспитание интереса к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов.

Занятия по данному курсу познакомят студентов с огромным и увлекательным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому студенту широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию.

30.

Красушкина Анна
Викторовна,
кандидат филологических наук,
доцент
(кафедра дошкольного образования)

Быть счастливым и свободным: искусство создания
персонального бренда

Дорогие студенты, каждый из вас пройдет свой уникальный путь профессионального и личностного развития. Вы молоды, полны сил и энергии, умны, вы получаете качественное образование. Но достаточно ли этого для того, чтобы в современном мире быть уверенным в завтрашнем дне, испытывать пьянящее ощущение свободы выбора, радостьот открывающихся перспектив, вдохновение от возможности применить свои знания и умения в приятной для вас среде, работая в комфортном для вас режиме и условиях?

В рамках курса «Быть счастливым и свободным: искусство создания персонального бренда» мы будем говоритьо персональном бренде и о том, нужен ли он нам, если нив политику, ни в шоу-бизнес мы не собираемся? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны узнать, что такое имидж, бренд, персональный бренд. Подумать над тем, кто, когда и зачем впервые задумался о необходимости целенаправленной работы над личным брендом. И какой результат он получил.

Курс насыщен кейсами, примерами, фамилиями, событиями и историями, многие из которых разворачиваются на ваших глазах. Нам предстоит узнать, чем отличаются бренд-скандал, бренд-кресло, бренд-мастер и бренд-достижение, при помощи каких технологий они создаются, как их «считать», и какой путь выбрать для себя любимого. Мы поймём, на каких ценностях стоит строить свой бренд. Также каждый из вас сможет определить, на какой ступени развития персонального бренда он находится, что от этого получает и может получить, и какие шаги в его силах сделать прямо сейчас.

31.

Першина Татьяна Валентиновна,
кандидат педагогических наук,
доцент
(кафедра дошкольного образования)

Стресс и счастье на одну букву.Управление стрессом

Постоянно нарастающий темп жизни, цейтноты во время учёбы и на работе, «индивидуальная непереносимость» большого наплыва информации, сезонная хандра – это лишь часть причин, способных вызвать состояние усталости или даже депрессии. О том, как не допустить влияния внешних факторов на наше внутреннее состояние, а также о том, как победить уже существующий стресс и пойдёт речь на этом курсе. Освоив стратегию управления стрессом и овладев приёмами стресс-менеджмента, вы сможете полностью вычеркнуть стресс из своей жизни и научитесь быть счастливым человеком.

Цель курса: формирование у студентов системных представлений о стрессе, его причинах, проявлениях и последствиях; практическое освоение средств и приемов стресс-менеджмента.

32.

Лашкова Галина
Николаевна,
старший преподаватель,
(кафедра начального образования, общей и социальной педагогики)

Основы программирования в виртуальной среде ПервоЛого

Дисциплина «Основы программирования в виртуальной среде ПервоЛого» позволит студентам получить навыки успешной профессионально-педагогической деятельности в области использования современного программного обеспечения.

Содержание дисциплины:

1. Знакомство со средой ПервоЛого и технологией работы в ней. Интерфейс программы ПервоЛого и его основные объекты: рабочее поле, поле команд, инструментальное меню, Черепашка. Понятие команды в среде ПервоЛого. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Рисование фигур с помощью Черепашки.

2. Практикум по клавиатурному письму и русскому языку Рабочее место учащегося и подготовка к работе. Работа со схемой пальцев. Правильная работа рук на клавиатуре компьютера. Обзор основных функций ЛогоКлавиатора. Уроки и упражнения в программе ЛогоКлавиатор (1 уровень). Уроки и упражнения в программе ЛогоКлавиатор (2 уровень). Уроки и упражнения в программе ЛогоКлавиатор (3 уровень).

33.

Павлова Наталия Павловна, кандидат филологических наук,
доцент
(кафедра начального образования, общей и социальной педагогики)

Культура русской деловой речи

В курсе «Культура русской деловой речи» подробно рассматриваются вопросы культуры речи и риторики в применении к деловой коммуникации, а также предлагаются некоторые сведения о теории языка и психологии, необходимые для усвоения и применения на практике основ деловой речи. Задача курса – научить пользоваться возможностями, которые даёт речь – и, прежде всего, в создании вашего делового имиджа и в налаживании деловых контактов. Современному специалисту приходится иметь дело с большим объёмом деловой информации, которую необходимо правильно понимать, перерабатывать, реализуя при этом свои коммуникативные умения в публичных выступлениях и ведении переговоров, в дискуссиях,на производственных совещаниях, демонстрируя в своей речи профессиональную компетенцию. Общество нуждается не только в высококвалифицированных специалистах,но и в коммуникативно-грамотных деловых партнёрах с высоким уровнем речевой культуры. Дисциплина нацелена,преждевсего,наповышение уровня практическоговладениясовременнымрусскимлитературнымязыком.

34.

Чистякова Наталия Николаевна,
кандидат педагогических наук,
доцент
(кафедра начального образования, общей и социальной педагогики)

Основы каллиграфии

Освоение дисциплины «Основы каллиграфии» может помочь студентам овладеть красивым и ровным почерком в соответствии с нормами каллиграфии, открыть способ релаксации, погружения во внутренний мир и борьбы со стрессами окружающего мира.

Содержание дисциплины:

1. Теоретические основы каллиграфии.

Краткий историко-критический обзор становления и разви­тия каллиграфии в России. Роль каллиграфии в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей человека.

2. Технологии обучения каллиграфии.

Инструменты и материалы для каллиграфии. Различия инструментов для правшей и левшей. Постановка правильной осанки и положения руки при занятии каллиграфией.

Освоение основных графических элементов букв.

Строчные буквы. Прописные буквы.

Создание творческой композиции на основе изученных шрифтов (тематические надписи).

35.

Шишова Анна
Викторовна,
кандидат педагогических наук,
доцент
(кафедра начального образования, общей и социальной педагогики)

Основы конструктивного общения

Курс «Основы конструктивного общения» представляет собой дисциплину, формирующую у студентов необходимые умения в области коммуникаций, знания о современных направленияхтеоретических и прикладных исследованиях в данной области, представления о закономерностях и феноменах общения.Врамкахкурсарассматриваются основытеории общения, структура коммуникативного акта, характеристики процессов восприятия и взаимодействия, технологии эффективной коммуникации.

Цель освоения дисциплины:формирование научно-теоретических представлений в области психологии общения, развитие навыков эффективноговзаимодействия, а также овладение практическими приёмамирешенияпсихологическихпроблем, связанных с взаимодействием людей.

36.

Бурова Лидия
Ильинична,
доктор педагогических наук, профессор
(кафедра начального образования, общей и социальной педагогики)

Концепции и технологии формирования у обучающихся научной картины мира

Дисциплина «Концепции и технологии формированияу обучающихся научной картины мира» позволяет обучающимся формировать углублённую систему знанийо научной картине мира с учётом возрастных особенностей и способов познания мира. Дисциплина содержит два раздела:

1 раздел. Основные концепции современной научной картины мира.

2 раздел. Личностно-ориентированная технология формирования у обучающихся научнойкартины мира.

37.

Гольцова Наталья
Владимировна,
кандидат педагогических наук,
доцент
(кафедра начального образования, общей и социальной педагогики)

Социализация современной молодёжи в формальных и неформальных субкультурах

Цель освоения дисциплины «Социализация современной молодёжи в формальных и неформальных субкультурах» – развитие профессиональной компетентности бакалавра на основе формирования системного знания закономерностей и проблем социализации современной российской молодёжи в формальных и неформальных субкультурах.

Изучение данной дисциплины формирует целостное представление студентов об особенностях социализации молодёжи как особой возрастной группы, обеспечивающей реализацию задач модернизации социально-экономической системы в средней и дальней перспективе.

38.

Ильинская Ирина
Валериевна,
кандидат педагогических наук,
доцент
(кафедра начального образования, общей и социальной педагогики)

ТРИЗ в современном обществе

Освоение дисциплины «ТРИЗ в современном обществе» может помочь студентам развить творческое неординарное мышление, сформировать умение решать изобретательские (проблемные) задачи, воспитать интерес к собственному творчеству, к поиску рациональных решений.

Содержание дисциплины:

1. Место ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) в истории развития науки о творческом мышлении.

История появления ТРИЗ. Структура ТРИЗ. Технические и физические противоречия в изобретательских задачах и некоторые приёмы их разрешения. Приёмы разрешения противоречий в обществе, науке, культуре. Метод «ИКР (воображения идеального конечного результата)» и его использование для решения изобретательских задач. История развития науки о творческом мышлении: метод проб и ошибок (МПиО), мозговой штурм (брейнсторминг) А. Осборна. Прямая аналогия и эмпатия. Применение ММЧ (метода маленьких человечков) для решения изобретательских задач. Символическая и фантастическая аналогии.

2. ТРИЗ в различных сферах жизнедеятельности:

ТРИЗ в культуре и искусстве. Случайная и направленная деятельность в процессе создания открытий и изобретений. Системное видение мира. Системы в природе, обществе, технике, науке, культуре, искусстве. Системный подход в изобретательстве. Что такое творчество. Типы творчества. Уровни творчества. Критерии оценки уровня творчества. Причины сопротивления творчеству. Основные качества творческой личности. Главное качество творческой личности – уметь выбрать цель. Основные качества цели.

39.

Косаренкова Маргарита Михайловна,
кандидат педагогических наук,
доцент
(кафедра начального образования, общей и социальной педагогики)

Техника речи

Содержание дисциплины:

1. Речевое дыхание и голос.

Особенности работы над речевым дыханием и голосом в условиях самостоятельной тренировки. Осанка. Свобода мышц. Формирование правильного полного вдоха. Формирование правильного фонационного выдоха. Формирование носового дыхания. Самомассаж. Косвенные упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов. Комплекс тренировочных упражнений. Проверочный материал для работы над речевым дыханием и голосом.

2. Дикция и орфоэпия.

Недостатки речи. Нормы литературного произношения. Артикуляция гласных. Работа над гласными звуками в звукосочетаниях. Работа над гласными звуками в словах. В ударном слоге. Безударные гласные. Правила произношения гласных звуков. Работа над ударением в слове. Работанад текстом. Правила произношения согласных звуков.

40.

Поникарова Валентина
Николаевна,
кандидат психологических наук,
доцент
(кафедра дефектологического образования)

#PROкопинги

Задача курса «#PROкопинги» – формирование продуктивного профессионального поведения.

В нашей жизни встречается значительное количество проблемных ситуаций. Какими способами они разрешаются? Обычно – либо на уровне психологической защиты, либона уровне копинг-поведения. А в чём разница между ними?И такая ли она большая? Что лучше в проблемной ситуации? Как понять, что используется чаще – психологическая защита или копинг-поведение? Можно ли научиться копинг-поведению? Как это сделать? Что такое продуктивное профессиональное поведение педагога? Какова динамика этого поведения в течение профессиональной деятельности? Ответ на эти и другие вопросы можно получить в процессе изучения данного курса.

41.

Галактионова Галина
Михайловна,
кандидат педагогических наук,
доцент
(кафедра дефектологического образования)

Технологии успешного волонтёрства и добровольчества

Задача курса «Технологии успешного волонтёрства и добровольчества» – понять себя и свои интересы в быстроизменяющемся глобальном мире, возможность помогать людям. Где реализовать свои добровольческие инициативы, кем стать, чем заниматься, как меняются люди после оказаннойим помощи, и можем ли мы сами измениться к лучшему, ответна эти вопросы и попытаемся вместе разобрать.

Студенты познакомятся с основаниями и логикой добровольческой помощи, узнают современные волонтёрские технологии. Узнают, какие виды помощи нужны людям сейчас и в будущем и как студенты могут их осуществить, изучив современные отечественные и зарубежные тренды, влияние этих процессов на общество. Что нужно знать и уметь в новом «сложном» обществе? Как осуществлять коммуникацию с людьми с ограниченными возможностями здоровья? Как организовать помощь нуждающимся? Как не быть навязчивым, но нужным? Что такое стратегия национальной волонтёрской инициативы? Как влияет волонтёрская деятельность на самих добровольцев,их окружение?

42.

Борисова Наталья
Альбертовна,
кандидат педагогических наук,
доцент
(кафедра дефектологического образования)

Технологии умственного труда и работы с информацией

Современное общество предъявляет к молодым специалистам особые требования, связанные с наличием навыков активной деятельности в профессиональной сфере, готовностьи способность к постоянному профессиональному самообразованию. Обществу в целом, и работодателю,в частности, необходим активный, инициативный, самостоятельный в решении актуальных вопросов, ответственный работник. Особо ценятся работодателями такие качества личности, как умение мыслить и развиваться, работать в команде, быть устойчивым к стрессам и толерантным. Освоение дисциплины «Технологии умственного труда и работы с информацией» поможет студенту определить свой путь развития интеллекта, коммуникативных и учебных способностей на основе достижений науки и практики.

Целью изучения дисциплины является формирование у студента целостного системного представления о культуре умственного труда, знаний, умений и практических навыков применения методов и технологий познавательной деятельности, необходимых для успешной адаптации в информационно-образовательной среде вуза, и оказание практической помощи в развитии навыков самоорганизации учебной деятельности студента.

43.

Захарова Татьяна
Васильевна,
кандидат педагогических наук,
доцент
(кафедра дефектологического образования)

Технологии правильной речи
и публичных выступлений

Целью курса «Технологии правильной речи и публичных выступлений» является овладение приёмами ораторского искусства, необходимого во всех социальных сферах (политика, дипломатия, бизнес, хозяйственная деятельность, педагогика, правовая сфера, бытовое общение и т.д.). Как найти оптимальный алгоритм общения, взаимопонимание в условиях современного общества? Что необходимо для овладения правилами культуры речи, её логической организацией и адекватным языковым оформлением?

Студенты познакомятся с приёмами снятия аудиторного шока, совершенствования умения мобилизовать свои действия; овладеют психологическими, логическими и этическими умениями, необходимыми в споре; смогут совершенствовать способность управлять мускулами речевого аппарата, координировать речедвигательные и слуховые ощущения; научатся применять орфоэпические, просодические, лексико-грамматические, собственно риторические средства языка и речи и паралингвистические средства общения.

44.

Варзунова Вера
Васильевна,
старший преподаватель
(кафедра экономики и управления)

Управление проектами.
Ключевые знания и инструменты

Курс «Управление проектами.Ключевые знания и инструменты» даёт системное представление современной методологии проектного управления. В курсе рассматривается содержание основных процессов управления проектом от инициации до завершения. Обсуждаются доступные менеджеру проекта практические инструменты и методы. Курс содержит деловые игры, выполняемые слушателями в мини-группах с целью получения практических навыков принятия управленческих решений в ходе реализации проекта.

45.

Васильцов Виталий Сергеевич,
доктор экономических наук,
доцент
(кафедра экономики и управления)

Организация и техника внешнеторговых операций

Эффективность любого предприятия зависит от участия в международных торговых отношениях, основой последних являются внешнеторговые операции. Международный договор купли-продажи это не только валютная выручка и дополнительные объёмы производства. Но и устойчивое развитие за счёт признания предприятия на международном уровне.

В раскрытии каждой внешнеторговой операции внимание уделяется, прежде всего, сущности и специфическим особенностям её осуществления, поскольку техника их осуществления и инструментарий отличны от аналогичных торговых операций на внутреннем рынке. Большое внимание уделяется структуре и содержанию внешнеторгового контракта, в том числе и контракта купли-продажи товаров. Предполагается подробное освещение каждого пункта контракта и организации работы по его исполнению.

46.

Ковшикова Галина
Александровна,
кандидат филологических наук
(кафедра экономики и управления)

Бизнес-планирование

Целью курса является формирование у студентов знанийоб основных методиках бизнес-планирования, навыков разработки бизнес-плана, финансового прогнозирования, оценки эффективности и рисков инвестиционных проектов.

Содержание курса:

Тема 1. Предмет бизнес-планирования.

Тема 2. Макет бизнес-плана. Структура и основные части бизнес-плана.

Тема 3. Вводная часть бизнес-плана. Описание компании и идентификация. Позиции компании в бизнесе.

Тема 4. Маркетинговая часть бизнес-плана.

Тема 5. Организационная часть бизнес-плана.

Тема 6. План реализации проекта (Деловое расписание).

Тема 7. Финансовая часть бизнес-плана.

Завершающим этапом освоения дисциплины является разработка и защита персональных бизнес-планов.

47.

Крылова Наталья
Павловна,
кандидат педагогических наук,
доцент
(кафедра экономики и управления)

Современные тренды в маркетинге

Курс «Современные тренды в маркетинге» направленна изучение студентами основных принципов, технологий,методов современного маркетинга, которые используются в мировом бизнес-пространстве.

Помимо теоретических знаний студенты развивают компетенции в области практического маркетинга, которые востребованы для специалистов различных направлений подготовки.

В преподавании курса используются интерактивные технологии, активные методы и формы обучения (групповые и тематические дискуссии, мозговые штурмы, кейс-метод, проблемные лекции и т.п.).

48.

Кузнецова Алена
Леонидовна,
преподаватель кафедры экономики и управления
(кафедра экономики и управления)

Бухгалтерский иуправленческий учётна основе 1C

Курс «Бухгалтерский и управленческий учёт на основе 1C» ориентирован на студентов, которые планируют открыть собственное предприятие, создать бизнес.

По результатам исследования студенты смогут управлять малым и средним предприятиям, занимаясь бухгалтерским, финансовым, управленческим и кадровым учётом.

Курс предполагает общее введение в теорию бухгалтерского финансового и управленческого учёта, налогообложения, организационной структуры.

На практических занятиях студенты смогут смоделировать бизнес-процессы, проработать бизнес-план, а также научиться составлять бухгалтерские документы, налоговую отчетность.

49.

Лысова Наталия
Викторовна,
кандидат экономических наук,
доцент
(кафедра экономики и управления)

Основы бережливого производства в деятельности предприятийи организаций

Курс «Основы бережливого производства в деятельности предприятий и организаций» научит студентов:

- проводить анализ процессов;

- выявлять потери в деятельности предприятий и организаций;

- разрабатывать мероприятия, способствующие повышению эффективности деятельности предприятий и организаций.

50.

Усова Анна
Вадимовна,
кандидат психологических наук
(кафедра экономики и управления)

Старт-ап: создание бизнеса
от идеи до внедрения

Курс посвящён практическим вопросам создания своего дела, начиная от поиска и формулировки идеи и заканчивая практическими шагами, которые включают в себя: анализ рынка, определение ценовой и ассортиментной политики, расчёт инвестиционных затрат и прогноз прибыли. Но, помимо экономической стороны, создание и развитие своего дела требует знаний в области ведения эффективных переговоров, конфликтологии, формированию эффективной команды, отбору, найму и управлению персоналом. И если мы говорим о развитии эффективного бизнеса, важный залог успеха – через самопознание отойти от стереотипов, расширив тем самым свои возможности.

Курс носит комплексный, междисциплинарный характер. Структура курса представляет собой тематические блоки: рыночный, инвестиционный, личностный, управленческий.

В зависимости от тематики блока для изучения и усвоения теоретических знаний используются методы кейс-стади, деловых игр, тренинги.

Студенты, освоившие эту дисциплину, получат как экономические знания и навыки для своего стартапа, так и комплекс техник саморазвития и раскрытия потенциала успешной личности.

51.

Кошелева Алена Владимировна,
старший преподаватель
(кафедра экономики и управления)

Управление финансами

Важнейшей сферой управления финансами различных субъектов экономики (государства, компаний, домашних хозяйств) должны стать финансовые решения, сущность которых сводится к формированию финансовых ресурсов, поиску новых источников финансирования на денежных и финансовых рынках, использование новых финансовых инструментов. Эффективное управление финансами позволяет всем экономическим субъектам в определённой степени преодолеть дефицит в финансовых ресурсах и достичь финансовой стабильности.

Курс «Управление финансами» разработан таким образом, чтобы стимулировать студентов к активной форме обучения (дискуссионные вопросы, кейс-задания, прикладные задачи). Учитывается различие в подготовке студентов разных направлений к восприятию курса за счёт заданий разных уровней сложности.

Студент, изучивший дисциплину, не только овладеет специальной терминологией, но и приобретёт знания в искусстве финансового управления.

52.

Афанасьева Наталья Борисовна,
кандидат биологических наук,
доцент,
зав. кафедрой биологии
(кафедра биологии)

Биологические основы человеческой индивидуальности

В курсе «Биологические основы человеческой индивидуальности» рассматриваются следующие вопросы:

1. Проблема происхождения человека и его особенностей (прямохождение, речь, интеллект). Молекулярно-генетические исследования антропогенеза. Эволюционные процессы в современном человечестве. Расы человека: время и место возникновения, механизмы расогенеза, расоведение и расизм.

2. Антропологический материал как исторический источник. Этническая антропология региона. Возрастные изменения организма и биологический возраст. Физиологические, психологические и генетические аспекты конституции человека. Конституция и здоровье.

3. Социально-экологические особенности демографии человечества, управление демографическими процессами. Эволюционно-биологические основы социального поведения и межличностных отношений. Эволюционные корни этики и эстетики. Происхождение кооперации и альтруизма. Половой отбор и наследование чувств (юмора, щедрости, религиозности).

4. Практические занятия (по этнической антропологии региона, демографической проблеме, валеологическим аспектам антропологии, криминалистической габитоскопии) включают экскурсии в музеи, медицинские учреждения, работу с региональными материалами и данными о своём организме.

53.

Непорожняя Инна Александровна,
старший преподаватель
(кафедра биологии)

Основы токсикологии

В ходе освоения дисциплины «Основы токсикологии» студенты усвоят научные знания об общих закономерностях и конкретных механизмах повреждающего действия токсических веществ, возникновения, развития и исходов интоксикаций, принципах их выявления, и профилактики; с помощью этих знаний обучение умению устанавливать количественные характеристики токсичности, учитывать факторы, влияющие на токсичность, уточнять нормативные акты применительно к конкретным условиям, разрабатывать систему мер, обеспечивающих сохранение жизни, здоровья, работоспособности людей, контактирующих с токсикантами; об обеспечении безопасности человека в современном мире, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счёт использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.

54.

Поддубная Надежда
Яковлевна,
кандидат биологических наук,
доцент
(кафедра биологии)

Инвайронментальная
и экологическая политики

Курс «Инвайронментальная и экологическая политики» направлен на то, чтобы проанализировать особенности взаимоотношений человеческих обществ, общественных видов животных и природы. В курсе рассматриваются следующие темы:

- сходства человека и животных и единственное реальное различие, позволившее человечеству стать планетарным фактором,

- истории взаимоотношений общества и природы, в которых цивилизации достигали регионального экологического кризиса и навсегда исчезали или приходили в упадок,

- особенности современной цивилизации со сверхпотреблением природных ресурсов, особенности современного экологического кризиса, носящего глобальный или планетарный масштаб, сходства и различия в природопользовании разных стран мира, включая Россию, сценарии ближайшего будущего человечества.

Ключевые понятия и вопросы курса:

Политика – это искусство управления. Возможно ли искусство управления в природопользовании?

Экологическая политика – это управление обществом, подчиняясь законам экосистем.

Инвайронментальная политика – управление окружающей средой.

Экологические проблемы – проблемы, связанные с нарушением устойчивости естественных экосистем исозданием среды, непригодной для обитания человека.

Обоснования и инструменты инвайронментальной политики: оценка риска, нормирование, контроль, маркетоснованные инструменты.

Загрязнение воздуха и воды, управление отходами, управление экосистемами, сохранение биоразнообразия, защита природных ресурсов, диких животных и находящихся под угрозой исчезновения видов. Политика в области энергетики и регулирования токсичными веществами. Что движет миром: нажива меньшинства, бездумная биологическая жизнь большинства или рациональное знание?

Практические занятия предусматривают работу в лаборатории экологической токсикологии ЧГУ.

55.

Румянцева Анжелла Владимировна,
кандидат биологических наук,
доцент
(кафедра биологии)


Смирнова Елена
Анатольевна,
кандидат педагогических наук (кафедра математики
и информатики)

Основы ландшафтного дизайна

Курс «Основы ландшафтного дизайна» представляет собой комплекс начальных знаний и умений, необходимых для планирования и проектирования архитектурного пространства малого сада, особенно таких форм озеленения, как создание цветников разных стилей, типов, размера с учётом биологических особенностей высаживаемых растений, использования малых архитектурных форм и инженерных коммуникаций, региональных климатических и почвенных факторов.

Программой курса предусматриваются лабораторные работы в компьютерном классе по проектированию с использованием компьютерной программы «Наш сад».

В результате освоения программы студенты будут знать: основные стили ландшафтного дизайна, алгоритм подготовки проекта цветника.

Студенты овладеют навыками работы в компьютерной программе «Наш сад»; навыками подготовки проекта цветника. Конечным результатом работы по программе является подготовка и защита проекта цветника.

56.

Петрова Виктория
Владимировна,
кандидат биологических наук,
доцент
(кафедра биологии)

Экологическая паразитология

Курс «Экологическая паразитология» знакомит с наиболее распространёнными паразитарными заболеваниями человека, встречающимися на территории Северо-Запада России и Вологодской области в том числе; с мерами борьбы и профилактики паразитарных заболеваний.

Основные вопросы, рассматриваемые в курсе:

Понятие паразитизма и экологическая трактовка этого понятия. Происхождение паразитизма. Древность паразитизма. Адаптации паразитов к их образу жизни. Паразитические простейшие – возбудители болезней человека (дизентерийная амёба, токсоплазма, лямблия). Паразитические черви – возбудители болезней человека (широкий лентец, кошачья двуустка, аскарида, острица, трихинелла). Паразитические членистоногие – иксодовые клещи как переносчики и хранители различных возбудителей природно-очаговых заболеваний человека. Паразитические насекомые (вши, блохи, мухи). Их роль в распространении возбудителей заболеваний человека и поддержании очагов инфекций и инвазий. Домашние животные как переносчики возбудителей паразитарных заболеваний.

57.

Пакляшова Наталья Антольевна,
кандидат биологических наук,
доцент
(кафедра биологии)

Превентология в молодёжной среде

Под превентологией понимается наука о раннем предупреждении различных видов зависимостей, социальных заболеваний и других видов девиантного поведения. Актуальность этого научного направления вызвана такими явлениями социальной патологии, как алкоголизм и наркотизм. Беспокойство по этому поводу вызывают самые различные группы общества и прежде всего подростки и молодёжь.

Разработанный курс представляет системный взгляд на концепцию факторов риска здоровья студентов, включает основные направления анализа влияния социальных факторов на индивидуальное и популяционное здоровье и профилактику заболеваний. Курс содержит лекции, интерактивные практические работы: проведение тренингов, диагностику собственного здоровья,встречи со специалистами медицинского центра здоровье.